Как самозанятому стать ИП

Екатерина Линник
Екатерина Линник Екатерина Линник
553
Специализация: вклады, кредиты, дебетовые и кредитные карты банков для физлиц и бизнеса, микрозаймы МФО, страхование.
Задать вопрос
5 минут чтения
0
0
323
Комментировать

Переход с самозанятости на ИП может инициировать сам налогоплательщик, например, когда расширяет сферу деятельности. Если размер доходов за год составит от 2,4 млн руб. и появятся сотрудники, становиться предпринимателем обязательно – превышение этого порога не позволяет использовать НПД. Расскажем, как самозанятому стать ИП.

Может ли самозанятый открыть ИП

Согласно закону № 422-ФЗ, самозанятые обязаны регистрировать ИП, если выполняется минимум одно условие из перечисленных:

  • заработок в год превышает 2,4 млн руб.;
  • нанимаются сотрудники;
  • вы продаёте не товары собственного изготовления, а занимаетесь перепродажей.

В этом случае плательщик НПД обязан пройти регистрацию в качестве предпринимателя. Но даже если все требования к самозанятости соблюдены и лимиты не нарушены, можно зарегистрироваться в статусе ИП.

Физлица могут одновременно быть и самозанятыми, и предпринимателями, но без совмещения с другими специальными режимами – УСН, ЕСХН и др.

Как правильно перейти от самозанятости к ИП

Если больше не планируете платить налог на профессиональный доход и хотите зарегистрироваться в статусе ИП, расскажем, как открыть ИП самозанятому.

Откажитесь от статуса НПД

Регистрация в статусе самозанятого – одна из самых простых. Всё выполняется онлайн, физлицо самостоятельно перечисляет налоги, работает с выручкой, чеками и др. Отказаться от самозанятости также просто:

  • откройте приложение «Мой налог»;
  • выберите вкладку «Прочее»;
  • войдите в свой профиль;
  • внизу нажмите «Сняться с учёта НПД»;
  • укажите, снимаетесь ли с учёта по собственной инициативе или утратили право быть самозанятым, например, превысили порог дохода;
  • подтвердите действие.

Заявление автоматически направляется в ФНС, и с этого дня физлицо перестаёт быть плательщиком НПД. Лично обращаться в налоговую, предоставлять заявление и документы не нужно.

Определитесь со своим видом деятельности и выберите коды ОКВЭД

Коды ОКВЭД используют для обозначения типа хозяйственной деятельности при регистрации юрлица или ИП. Их указывают в заявлении, причём может быть один код или несколько. Они применяются для расчёта ставки налогообложения, по ним Росстат формирует статистику о субъектах хозяйствования. Не запрещено добавлять их и после регистрации ИП, но обычно сразу выбирают один или два основных и несколько дополнительных, чтобы ещё раз не обращаться для внесения изменений в ФНС.

Если выбрать код и заниматься деятельностью, не соответствующей ему, возможны такие последствия:

  • штраф – 5 тыс. руб.;
  • внеплановые проверки ФНС;
  • блокировка банковских счетов по закону № 115-ФЗ;
  • подозрения со стороны контрагентов при заключении сделок.

Выбирать коды необходимо в классификаторе. Основные состоят из четырёх цифр, к ним есть подгруппы, которые добавляются автоматически.

Выберите удобный режим налогообложения

Отказавшись от самозанятости, применяют такие режимы налогообложения:

  1. УСН – упрощёнка.
  2. ОСНО – общая система налогообложения.
  3. ЕСХН – специальный налог для сферы сельского хозяйства.
  4. ПСН – патентная система.

Выбор системы налогообложения зависит от типа деятельности, дохода в год, количества сотрудников у ИП-работодателя. Для подбора онлайн можно использовать специальный калькулятор на сайте ФНС.

Зарегистрируйте ИП

Как самозанятому стать ИП на НПД или зарегистрировать ИП, предварительно отказавшись от самозанятости:

  1. Подготовьте документы. Потребуются ИНН, квитанция об оплате госпошлины и два заявления – о выборе налогового режима и на регистрацию ИП. Госпошлина не оплачивается, если заявление подаётся онлайн с использованием электронной подписи. Заявление на выбор системы налогообложения не нужно подавать, если выбираете ОСНО – этот режим устанавливается автоматически.
  2. Заполните заявление по форме № Р21001. Его нужно подать в ФНС. Подтверждение о приёме придёт на почту, которая указана в заявлении. Но если нужны не электронные, а бумажные документы о регистрации ИП, можно лично получить их в налоговой. На руки выдают лист записи из ЕГРИП и уведомление о постановке на учёт.

Зарегистрироваться можно онлайн, например, через Госуслуги или в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС, а также в МФЦ или через банк. Онлайн-заявление составляется автоматически по тем данным, которые внесены в личный кабинет ФНС и Госуслуг, но потребуется электронная подпись.

Ответ от налоговых органов поступает в течение одного дня, регистрация может занять до 5 дней.

https://cdn.viberu.ru/texteditor/moxiemanager/data/files/medium-shot-woman-working-with-laptop<sub><small>23</small></sub>−2148903484.jpg» width=

Убедитесь, что верно указали систему налогообложения

Обязательно проверьте, не сохранился ли статус самозанятого. Если индивидуальный предприниматель остаётся на НПД, сохраняются ограничения в плане годового дохода, наличия сотрудников и категории продаваемых товаров.

Для проверки:

  • откройте личный кабинет налогоплательщика ИП на сайте ФНС;
  • введите логин и пароль, ключ ЭП или авторизуйтесь через Госуслуги;
  • на главной странице указана текущая система налогообложения.

Если этот способ не подходит, проверьте действующий режим в выписке ЕГРИП. Также в ней можно увидеть выбранные коды ОКВЭД и другие сведения о предпринимательской деятельности.

Если не определиться с режимом налогообложения сразу, устанавливается общая система. Большинство ИП используют упрощёнку – она не требует подачи деклараций по разным видам налогов, сложной бухгалтерской отчётности и др. Если не выбрали УСН в момент подачи заявления, это можно сделать после регистрации ИП, но лучше не позднее 30 дней с момента постановки на учёт.

Откройте счёт в банке

Законодательство не обязывает предпринимателей открывать расчётный счёт в отличие от юрлиц. Технически работать можно и без него, но:

  • нельзя заключать договоры в сумме свыше 100 тыс. руб.;
  • принимать безналичную оплату тоже не получится;
  • ИП не сможет участвовать в тендерах и закупках, получать гранты;
  • банк откажет в подключении эквайринга, лизинге, кредитовании.

Открыть расчётный счёт и подключиться к РКО можно в любом банке – для ИП нет ограничений. В большинстве случаев оформление происходит онлайн – достаточно подать заявку с сайта, получить реквизиты, а затем лично или выездному сотруднику предоставить оригиналы документов.

Что делать тем, кто открыл ИП до того, как снялся с учёта по НПД

Если самозанятость сохраняется после регистрации ИП, порядок действий зависит от времени, которое прошло после подачи заявки в ФНС:

  1. Прошло менее 1 месяца. Самостоятельно снимитесь с учёта через «Мой налог». Тогда выбранный режим фактически будет действовать с первого дня регистрации ИП.
  2. Прошло более 1 месяца. Также нужно сняться с самозанятости и выбрать другой режим налогообложения (например, упрощёнку), но успеть до конца текущего года. В этом случае новый режим налогообложения будет действовать не с момента регистрации ИП, а с даты подачи заявления на переход на УСН или другой режим.

С момента, когда НПД перестал действовать, а новый режим ещё не активен, используется ОСНО.

Что ещё нужно делать после регистрации ИП

Дальнейшие действия зависят от типа бизнеса. Например, если работаете с контрагентами, направьте уведомление о смене налогового режима. Некоторые типы хозяйствования обязывают предпринимателей подключать онлайн-кассы согласно закону № 54-ФЗ. Иногда ИП необходимо получать разрешительные документы на занятие определёнными типами деятельности.

Частые вопросы

Как действовать самозанятым, которые собираются регистрировать ИП или зарегистрировались меньше месяца назад?
Они могут сохранить статус самозанятого и использовать НПД вместе с ИП или отказаться от самозанятости и выбрать другой режим.
Что проверить предпринимателям, которые до регистрации ИП были самозанятыми?
Важно проверить, действительно ли ФНС аннулировала самозанятость, а также текущий режим налогообложения. Для этого можно стандартно использовать личный кабинет налогоплательщика или заказать онлайн-выписку.
Что делать, если ИП на НПД хочет перейти на упрощёнку?
Нужно отказаться от самозанятости и выбрать упрощёнку при регистрации или позже.
Что делать, если ИП на НПД хочет перейти на патент?
Помимо УСН, предприниматели вправе использовать патентную систему. Отправить заявление на активацию этого режима нужно не позднее чем за 10 дней до начала использования патента. Совмещать его с НПД нельзя – придётся отказаться от статуса самозанятого.
Что делать, если ИП на НПД не может перейти ни на патент, ни на упрощёнку?

ИП на НПД не имеет права одновременно использовать УСН или патент. Есть несколько сценариев:

  • остаться на самозанятости, но соблюдать условия по наличию сотрудников, доходу и др.;
  • указать ОСНО в заявлении или не выбирать налоговый режим, тогда ОСНО оформят автоматически;
  • перейти на патент или УСН, закрыв самозанятость.

Реже всего предприниматели выбирают ОСНО – общая система налогообложения предполагает уплату НДС, НДФЛ, страховых взносов и ряда других платежей. Самая часто используемая система – УСН, где нужно платить 6% от дохода или 15% от прибыли.