Водители часто сталкиваются с проблемой закипания мотора. Современные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) более надёжные, реже перегреваются, но на дороге случаются разные ситуации. Разберёмся, почему греется двигатель машины, какая температура двигателя автомобиля считается нормальной. Рассмотрим, почему закипает машина и можно ли предотвратить перегрев, если понять заранее, что у мотора появились проблемы. Также расскажем, какие ошибки допускают водители авто, к чему они могут привести.
Чтобы предотвратить серьёзные проблемы, важно научиться быстро распознавать первые признаки перегрева и знать причины, по которым греется машина. Рассмотрим основные моменты.
Некоторые признаки того, что происходит перегрев, видны невооружённым взглядом:
Визуальные признаки, показывающие, что автомобиль перегрелся, помогают своевременно распознать проблему и предотвратить серьёзные поломки. Главное — немедленно прекратить эксплуатацию автомобиля, дать остыть мотору (минут 30), проверить уровень охлаждающей жидкости, когда всё остынет.
Приборная панель — основной источник информации о состоянии всех систем автомобиля. Показания с неё позволяют понять, что греется мотор автомобиля, и определить причины. Если машина перегрелась, могут включаться следующие индикаторы:
Во многих автомобилях индикатор перегрева срабатывает, когда температура уже значительно выше критических значений. В результате владелец авто не успевает принять предупреждающих мер. Поэтому важно следить не только за приборной панелью, но и за поведением автомобиля.
Когда автомобиль нагревается на ходу, это отражается на его поведении:
Если вы заметили хотя бы один из перечисленных признаков, необходимо заглушить двигатель, отрыть капот, дать всем системам полностью охладиться. Если проблема повторится, лучше вызвать эвакуатор.
Чтобы предотвратить проблемы, необходимо понимать, почему перегревается двигатель автомобиля, какие факторы вызывают повышение температуры мотора и препятствуют нормальному охлаждению. Перечислим вероятные причины нагрева и перегрева двигателя в движении.
Система охлаждения защищает двигатель от перегрева. Любая её неисправность грозит критическим повышением температуры мотора:
Рекомендуется регулярно контролировать уровень, состояние антифриза, промывать систему, производить своевременную замену изношенных компонентов.
Моторное масло выполняет смазывающую и охлаждающую функции, отводя при езде порядка 40% тепла от нагревающихся деталей. Последствия нарушения его циркуляции приводят к тому, что растёт температура и возникает перегрев. Основные причины нарушения циркуляции:
Для предотвращения проблемы и исключения последствий рекомендуется менять масло, фильтры в соответствии с регламентом, использовать оригинальные жидкости и запчасти.
Радиатор, система охлаждения — своеобразные лёгкие двигателя. Если они загрязняются, нарушается теплообмен, что приводит к перегреву. Загрязнение может быть двух видов:
Лёгкие засоры можно убирать самостоятельно, сложные — устранят в автосервисе.
Термостат регулирует температуру охлаждающей жидкости, а помпа обеспечивает её движение. Если термостат сломан — двигатель перегревается или в холодное время долго прогревается. Неисправная помпа — отсутствие нормальной циркуляции антифриза, что чревато локальными перегревами. Признаки поломки термостата или помпы: шум из-под капота, скачки температуры, протечка антифриза, снижение уровня охлаждающей жидкости.
Вентилятор обеспечивает охлаждение радиатора в условиях большой нагрузки, в том числе в ситуациях, когда машина оказывается в пробке. Если вентилятор охлаждения неисправен, двигатель закипит. Повреждённый вентилятор может издавать скрежет, шум, треск, неравномерно работать.
В пробках, особенно на жаре, двигатель работает на высоких оборотах. В экстремальных условиях он быстро перегревается. Стандартные системы могут не справиться с его охлаждением. В результате произойдёт потеря мощности. Рекомендуется снизить нагрузку, остановить машину для охлаждения.
Если остаётся мало топлива, высока вероятность его неравномерной подачи, потери мощности и перегрева элементов топливной системы. Использование бензина, содержащего примеси, приводит к неполному сгоранию, увеличивая температуру в камере. Топливо с низким октановым числом может вызвать детонацию в двигателе, которая увеличит температуру горения. Низкокачественное топливо, в котором могут быть грязь, вода, примеси, засоряющие форсунки, фильтры, приводит к нарушению его подачи и перегреву.
Пробитая прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ), треснувший расширительный бачок нарушают герметичность системы. Падает уровень охлаждающей жидкости, появляется белый дым из выхлопа.
Растянутый ремень и высокая степень его изношенности приводят к потере сцепления и проскальзыванию. Появляются скрип, свист, нехарактерные звуки из-под капота, особенно при трогании с места и разгоне.
Перегрев двигателя — одна из наиболее опасных неисправностей, которая может привести к ремонту.
В результате перегрева металл ГБЦ деформируется, нарушается его геометрия, появляются трещины, возможны прогорание прокладки, повреждение поршневых колец, разрушение компонентов двигателя. В результате компрессия теряется, масло попадает в антифриз. Как итог — ремонт или даже полная замена ГБЦ.
Перегрев может привести к прогоранию прокладки ГБЦ. Она обеспечивает герметичность между ГБЦ и блоком. Её повреждение приводит к утечке охлаждающей жидкости и масла, потере компрессии.
Критический перегрев приводит к расширению и заклиниванию поршней. Двигатель резко останавливается с характерным стуком, провернуть коленвал невозможно. Особенно это опасно для дизелей.
Перегревание двигателя приводит к деформации деталей, потере герметичности, задирам, заклиниванию, разрушению системы охлаждения. При систематическом перегреве в несколько раз ускоряется износ, сокращая ресурс двигателя.
Правильные действия в первые минуты после перегрева помогут минимизировать ущерб и предотвратить необходимость капитального ремонта.
Когда стрелка температуры подошла к красной зоне или перешла её, в худшем случае пошёл пар из-под капота, главное — сохранять хладнокровие и действовать по следующему алгоритму:
Эти простые действия позволят уменьшить возможные проблемы и безопасно остановиться.
После аварийной остановки подождите не менее 30 минут. Не предпринимайте никаких действий. Когда двигатель остынет, на холодном проверьте уровень охлаждающей жидкости. Осмотрите радиатор, детали авто на предмет утечек жидкости или масла. При необходимости долейте антифриз или воду.
При первых признаках перегрева, когда стрелка температуры приближается к красной зоне, включите систему отопления или климат-контроль на максимальный обогрев. Печка входит в систему охлаждения и помогает отвести тепло от двигателя. Включите обдув. Если подует горячий воздух, всё работает правильно – тепло успешно отводится.
Увидели, что стрелка температуры показывает уменьшение нагрева? Можно продолжать движение с минимальной нагрузкой, снизив обороты. Если же из печки при включении полного нагрева пойдёт прохладный воздух, нужно без резкого торможения съехать на обочину, выключить двигатель и дать ему остыть. Скорее всего, уровень охлаждающей жидкости недостаточный. После полного остывания двигателя долейте антифриз, продолжите движение без нагрузки. Найдите автосервис для тестирования системы охлаждения.
Даже если двигатель после перегрева работает нормально, рекомендуется посетить автосервис и пройти полную диагностику. Это позволит выявить скрытые проблемы и предотвратить капитальный ремонт в будущем.
Зачастую водители, увидев пар из-под капота или стрелку на приборной панели, упавшую в красную зону, начинают совершать ошибки. Эти действия усугубляют ситуацию и способны превратить небольшой перегрев в полноценную катастрофу для двигателя или себя. Разберём самые опасные действия, которых следует избегать, чтобы сохранить мотор и не получить травму.
Одна из самых распространённых и опасных ошибок: попытка сразу после остановки открыть крышку расширительного бачка:
Представьте, что произойдёт, если в такой ситуации открыть крышку. Дождитесь полного остывания, затем накройте крышку плотной тканью. Откручивайте её медленно, постепенно снижая давление.
Желание быстро охладить двигатель, залив его холодной водой, приводит к следующим последствиям:
Дождитесь полного остывания. Используйте только тёплую воду или доливайте холодную, но маленькими порциями.
Нельзя продолжать движение, не реагируя на перегрев. Мотор будет перегреваться, масло терять смазывающие свойства, что приведёт к значительным повреждениям клапанов, поршней, цилиндров и других деталей автомобиля.
Предотвратить проблему проще, чем устранять её последствия. Грамотная профилактика позволит своевременно выявить потенциальные проблемы и избежать поломок.
Техническое обслуживание автомобиля необходимо проходить регулярно, выполняя следующие виды работ:
Нужно использовать антифриз, рекомендованный производителем. Смешивание разных типов охлаждающей жидкости может привести к снижению эффективности системы.
Проверять уровень антифриза на холодном двигателе рекомендуется 1 раз в неделю. Уровень жидкости должен находиться между минимальной и максимальной отметками на бачке. При проверке масла важно следит за его состоянием. В нём не должно быть посторонних вкраплений.
Важно контролировать работу всех компонентов системы охлаждения. При корректной работе термостата прогрев двигателя занимает не более 7 минут. Вентиляторы должны включаться без посторонних шумов, как и помпа. Регулярная диагностика термостата, помпы, вентилятора — ваша страховка от внезапных поломок.
Незначительные неполадки способны привести к проблемам. Подтекающий патрубок или ослабленный хомут станет причиной серьёзного перегрева в сложных условиях.
В системе охлаждения мелочей нет.
Имейте запас антифриза (2–3 литра). Регулярно проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Очищайте радиатор и кондиционер от загрязнений. Перед дальней поездкой проведите комплексную диагностику системы охлаждения, проверьте работу всех датчиков.
Постарайтесь избегать дальних поездок и пробок в жаркие дни и часы. В особо сложных условиях (жара, пробка, подъём) для дополнительного охлаждения включайте печку и открывайте окна.