Наверняка многие это помнят: просыпаешься в первый по-настоящему холодный день. На улице — серый рассвет, лужи покрыты коркой льда, а в пробке на дороге — десятки машин стоят крест-накрест. Кого-то занесло на повороте, кто-то не смог затормозить перед светофором. А причина хаоса проста: тысячи водителей до сих пор на летней резине. Они ждали первого снега, а получили неожиданный гололёд и разбитую машину. Но самое обидное, что и покупка с монтажом шин будет стоить дороже в холода. В 2025 году цены на шины растут, как и услуги автосервисов. Мы собрали всё, что нужно знать перед сменой шин: сколько стоит купить и заменить зимнюю резину, чем отличается шипованная от «липучек». Разберёмся, как не переплатить и не оказаться на льду — ни буквально, ни фигурально.
Прежде чем мы перейдём к ценам, нам нужно разобраться с базовыми моментами: когда нужно менять резину и какие типы вообще есть на рынке. Начнём с первого.
Каждую осень водители спорят об одном и том же: менять сейчас или подождать? На это этот вопрос отвечает Постановление Правительства от 27.05.2023 № 837. В документе чётко прописано, что зимнюю резину нужно использовать с 1 декабря до конца февраля. В этот период ездить на летних шинах нельзя, иначе можно получить штраф в 500 рублей за техническую неисправность автомобиля (ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ).
Стоит сразу сказать, да, получить такой штраф нужно ещё умудриться, так как инспекторы часто не обращают на колёса внимание. Но шанс, как говорится, не равен нулю. Да и проблема ведь не только в штрафах, а ещё и в безопасности.
Достаточно понижения температуры — и летняя резина начинает «дубеть». Конечно, за один холодный день ничего не произойдёт, но если дневной максимум около +7 °C будет держаться несколько дней, то в таких условиях летние шины теряют сцепление даже на сухой дороге.
В холода летняя резина твердеет, хуже тормозит и не держит мокрый асфальт. Зимняя резина, наоборот, рассчитана на холод и цепляется лучше, даже если снега ещё нет.
Отсюда главный вывод: ждать первых сугробов опасно. Риск гололёда появляется ночью и ранним утром, когда температура скачет вокруг нуля и предугадать, когда «стукнут» морозы, сложно.
Но что делать, если закон требует ставить зимнюю резину с 1 декабря, а вы живёте, например, в Сочи, где в декабре ещё +10 °C? На этот вопрос отвечает другой документ — технический регламент Таможенного союза «О безопасности колёсных транспортных средств» 018/2011. По нему, сроки установки зимних шин могут менять региональные власти, ориентируясь на климат.
Тут действует простое правило: если зимой в регионе частый галолёд (понять это можно по уровню влажности) — нужны шипы. Они цепляют поверхность лучше.
Если дороги чистят, а в городе чаще мокрый асфальт, чем голый лёд — подойдут нешипованные зимние шины («липучки»). Современные «липучки» уже умеют работать даже на льду, но шипы всё равно надёжнее в экстремальных условиях.
Всесезонная резина подходит для южных регионов России. Хорошо работает до −10°C, однако не отличается износостойкостью.
Для удобства используйте таблицу при выборе типа шин:
Критерий | Шипованные шины | Фрикционные (липучки) | Всесезонные шины |
Лучше всего подходят для | Льда, укатанного снега, резких перепадов температур | Свежего и рыхлого снега, минусовых температур (до –25°C и ниже) | Умеренного климата с мягкими зимами |
Сцепление на льду | Отличное | Хорошее | Слабое |
Сцепление на снегу | Очень хорошее | Отличное | Удовлетворительное |
Тормозной путь на сухом асфальте при 0 °C и выше | Длиннее, чем у липучек | Значительно увеличивается при +1−3°C | Приемлемый |
Шумность | Высокая (особенно на асфальте) | Низкая — средняя | Средняя |
Износостойкость | Высокая | Средняя | Низкая (зависит от частоты использования) |
Поведение при низких температурах (от –25°C) | Сохраняют эластичность и сцепление | Сохраняют эластичность и сцепление | Зависит от модели, часто дубеют |
Поведение при положительных температурах | Плохое сцепление, высокий износ | Снижение эффективности | Удовлетворительное |
Рекомендованы для | Северных регионов, суровых зим, активного вождения | Умеренного и холодного климата и городской езды | Юга России, водителей, не меняющих шины дважды в год |
Примеры моделей |
|
|
|
С приходом первых холодов начинается сезонная гонка за шиномонтажом. Записаться становится всё сложнее: где-то очереди на несколько дней, где-то — только онлайн-запись или живая очередь до ночи. Но сначала разберёмся, какая резина сколько стоит.
Сначала учтём тот факт, что цены с каждым годом только повышаются. В этом виновата инфляция, удорожание производства и уход популярных брендов (шины дороже ввозить через параллельный импорт).
В 2025 году на 4,8% цены подросли премиум-покрышки и на 6% бюджетные, по данным Национального агентства промышленной информации (НАПИ).
Ориентировочные цены за одно колесо в 2025 году:
Комплект из четырёх колёс:
Любая услуга начиная от барбершопа, заканчивая «переобувкой» зависит от конкретного мастера или места. На стоимость замены шин влияет город, политика автосервиса, тип машины и размер колёс.
Для примера возьмём средние расценки по Москве и Сибири:
Однако в автосервисах встречаются комплексы, при покупке которых вам заменят резину, а также отбалансируют колёса и обработают ступицы.
Хранить шины дома — не лучший вариант, но зато бесплатный. Влажность, перепады температур и неправильная укладка могут испортить резину. Лучшим вариантом станет кладовка в доме. Но учтите, что время от времени резину нужно переворачивать, что не деформировать её.
Если же нет своего гаража или места в квартире, альтернатива — «шинные отели» (спецхранение). В таких отелях поддерживают нужную температуру и влажность, предотвращают деформацию колёс и часто дают гарантию сохранности.
За сезон хранения можно отдать от 3 000 до 6 000 рублей и выше. Цена зависит от размера колёс, типа резины и наличия дисков.
Давайте рассмотрим два примера: бюджетная подготовка к зиме и более дорогой вариант.
Пример, если у вас минимальный бюджет (экономвариант):
Резина: 16 000 рублей (4*4 000).
Самостоятельный демонтаж и монтаж колёс: бесплатно.
Хранение: бесплатно дома или в гараже
Итого: около 16 000 рублей. Если вы не умеете менять резину, то придётся заложить ещё около 3 000 рублей на шиномонтаж.
Дорогой вариант подготовки с полным комплексом услуг:
Резина: 100 000 рублей (4*25 000)
Комплексная «переобувка»: 10 000 рублей.
Хранение: 7 000 рублей.
→ Итого: более 117 000 рублей.
Экономия возможна, но она строится на трёх принципах: сравнивайте данные тестов, смотрите на технические характеристики машины и учитывайте суммарную стоимость (шиномонтаж, хранение, доставка). Собрали для вас советы, как не переплатить за покупку зимних шин в 2025 году.
Изучите разные бренды. Бренд часто стоит денег сам по себе. Важен не логотип на боковине, а результаты независимых тестов и реальные отзывы. Изучите сравнительные испытания по сцеплению на льду, торможению на мокрой дороге и износу. Иногда «второй эшелон» даёт лучшее соотношение цена/качество, чем премиальные и популярные марки.
Узнайте, какой размер колёс подходит на вашу машину. Найти эту информацию можно в руководстве по эксплуатации автомобиля или использовать специальные сервисы. Например, на «РазмерКолес.ру» для Toyota Fortuner 2011 года подходят 265/70R16, 265/65R17, 265/60R18, 265/60R18. Иногда достаточно выбрать средний размер, так как чем больше диаметр, тем выше цена за комплект.
Берите прошлогодние модели. Они почти не уступают новым, но продаются дешевле и часто со скидками. Главное — не берите модели, снятые с производства: при поломке заменить шину будет проблематично.
Покупайте комплект, а не по шине — это всегда дешевле. Многие продавцы дают скидку при покупке четырёх шин. Кроме экономии на самих покрышках, часто включается бесплатный или дешёвый шиномонтаж. Сложите стоимость шин + монтаж + хранение — и увидите реальную выгоду комплекта.
Торгуйтесь и просите скидки на шиномонтаж. Некоторые частные мастера готовы дешевле сменить летнюю резину на зимнюю. Не стесняйтесь спрашивать, есть ли скидки и на каких условиях их можно получить.
Следите за акциями и покупайте заранее. Лучшее время для покупки — до пика спроса. В сентябре—октябре и в дни крупных распродаж вроде «Чёрной пятницы» вы можете найти скидки на прошлогодние модели и на комплекты. Откладывать покупку до первого снегопада не стоит, иначе рискуете переплатить и стоять в очереди.
Рассмотрите б/у шины. Подержанные покрышки — спорный, но реальный вариант экономии. Если рассматриваете б/у, проверьте всё по чек-листу:
Уменьшить расход реально, но на это нужно потратить время и внимание. Самый безопасный путь — взять прошлогоднюю модель хорошей марки или качественные б/у шины, купить комплект и оформить монтаж там, где дают гарантию. Риск «сэкономить на всём сразу» часто оборачивается большими затратами потом — из-за ускоренного износа, проблем с управляемостью или даже аварий.
В зависимости от вашего бюджета и подхода к комфорту, затраты могут сильно отличаться. Главное — начать подготовку заранее. Помните: своевременная смена шин — это не только комфорт, но и безопасность на дороге. Уже в октябре—ноябре (или до первого снега) можно успеть без спешки выбрать резину, записаться в удобный автосервис и избежать как стресса, так и переплат. Если вы определились с бюджетом, мы составили рейтинг топовых шин в разных ценовых категориях и дали практичные советы по покупки б/у резины в статье «Зимняя резина: как выбрать, рейтинг лучших зимних шин».