От АвтоВАЗа до Haval: на каких заводах собирают легковые автомобили в России в 2025 году?

23 мая 2025 10:00
166
Иван Беликов Автор «Выберу.ру»

Всё смешалось в российском автопроме за последние три года. На место мировых автобрендов Hyundai, Ford, Volkswagen, Renault, Honda, Toyota, Nissan, Peugeot пришли китайские автопроизводители. В списке российских брендов автомобилей появились загадочные отечественные марки, наподобие Solaris и XCite. Из небытия вернулся «Москвич». Самой продаваемой иномаркой вдруг стал кроссовер сборки с Тульского автозавода. Попробуем разобраться во всех этих метаморфозах отечественной автопромышленности. «Выберу.ру расскажет, какие российские заводы производят и собирают автомобили и как отечественные производители делят между собой сферы влияния в 2025 году. Наконец, мы узнаем о том, как обстоят дела у ведущих российских производителей автомобилей АвтоВАЗа и УАЗа

Содержание статьи

Крупные автомобильные заводы в современной России

Где производят легковые автомобили в России сегодня? География автозаводов в нашей стране огромная: Москва, Санкт-Петербург, Тольятти, Ульяновск, Ижевск, Елабуга, Тула, Ульяновск, Калуга, Калининград. За прошлый год российские предприятия суммарно выпустили 756 000 легковых машин. Это максимальный показатель с 2021 года, когда в нашей стране функционировали предприятия Hyundai, Ford, Volkswagen, Renault, Honda, Toyota, Nissan, Peugeot и многие другие ведущие автокомпаний мира.

Какие заводы собирают машины в России? Фото: нейросеть 

Кто в лидерах, а кто только разгоняется после нескольких лет вынужденного простоя и строит при этом весьма амбициозные планы?

АвтоВАЗ: Полмиллиона машин на два завода

Волжский автомобильный завод или просто АвтоВАЗ — это без преувеличения флагман, гигант российского автомобилестроения.

Предприятия компании в Тольятти и Ижевске способны суммарно выпускать 650 000 автомобилей в год. Ни одна компания с мировым именем, как Toyota, Volkswagen и Hyundai, в годы работы в России даже близко не имела таких ресурсов и результатов — максимум 250 000 штук.

По реализации АвтоВАЗ тоже вне конкуренции в российском автопроме. Ни разу за всё время статистических наблюдений, а это 30−35 лет, концерн с берегов Волги не уступил первую строчку в годовом рейтинге продаж. И не видно, кто мог бы подвинуть компанию как минимум в ближайшие десять лет. Гигантские мощности, практичная и доступная в цене техника, ориентированность на массовый сегмент рынка, плюс государственные субсидии — всё это делает АвтоВАЗ недосягаемым даже для высокотехнологичных китайских конкурентов.

На сегодняшний день в линейке тольяттинского автогиганта представлены пять марок легковых машин:

Совсем скоро, в середине июля, гамма ведущего российского автоконцерна пополнится новинкой — Lada Iskra, которая ещё в апреле встала на конвейер. Представитель нового семейства займёт нишу между бюджетной «Грантой» и флагманской «Вестой». В 2026 году должна состояться премьера первого кроссовера в истории АвтоВАЗа, а на 2027-й запланирован выпуск дебютного минивэна.

УАЗ: Автомобили не для всех

Основанный в 1941 году Ульяновский автозавод за 84 года своего существования прочно обосновался в отечественном автопроме и нашел свою нишу. Вообще надо отметить, что российские производители автомобилей достаточно чётко делят между собой сферы влияния на авторынке. Если АвтоВАЗ выпускает машины массового сегмента, то модельный ряд УАЗа – это утилитарные рамные внедорожники, пикапы, фургоны и туристические микроавтобусы.

Автомобили УАЗ отличаются практичностью, выносливостью, высокой проходимостью, неприхотливостью в техническом обслуживании и в целом простотой конструкции.

Никакой тебе навороченной электроники или аэродинамических форм кузова, тем более гибрида под капотом и прочего. Что флагманский «Патриот», что легендарный УАЗ−452 по прозвищу «Буханка», впервые выпущенный в 1964 году (!), — это прежде всего машины для охотников, рыболовов и путешественников по самому экстремальному бездорожью в лесу или по полю.

Используются УАЗы и на службе в Министерстве внутренних дел (МВД) и других силовых структурах России, почтовых службах и медицинских учреждениях. Так что машина по-своему универсальная. Опять же, надёжность, простота, доступная цена — всё это про УАЗ.

Знаменитая «Буханка» УАЗ. Фото: нейросеть 

Единственное, чего не хватает Ульяновскому автозаводу, – это обновления модельного ряда. Последней построенной с нуля моделью УАЗа остаётся «Патриот», дебют которого состоялся в 2005 году. Последние 20 лет завод ограничивается только модификациями и обновлениями актуальных моделей, включая «Буханку».

Sollers: От Toyota Land Cruiser до клонов JAC

Автозаводы в Ижевске, Елабуге и Владивостоке, 75% акций УАЗа и ЗМЗ (Заволжский моторный завод) и производственные мощности в 200 000 автомобилей в год. Это Sollers, одна из крупнейших компаний, задействованных в производстве машин в России.

До обрушения российского авторынка несколько лет назад Sollers собирал на своих заводах такие мировые бестселлеры, как Toyota Land Cruiser Prado, Ford Explorer, Mazda CX−5, и целый ряд моделей SsangYong: Korando, Kyron и Rexton.

Сейчас «Соллерс» в основном собирает грузовички китайского производства, такие как малотоннажники Argo и Atlant. Легковушек в гамме автопроизводителя всего несколько: пикапы Sollers ST6 и Sollers ST8, которые являются копией китайского JAC. Ещё как главный акционер Ульяновского автозавода, Sollers производит внедорожники УАЗ «Патриот» и УАЗ−469.

Одним словом, техника Sollers — для узкого круга потребителей: любителей путешествовать по бездорожью и грузоперевозчиков. Тем не менее объём продаж по меркам сегмента рынка солидный: за прошлый год компания продала 50 000 автомобилей.

Haval: Единственный автозавод в своём роде в России

Тульская область — важная точка на карте российского автопрома, ибо именно здесь находится единственный завод, построенный на деньги «китайцев» и полностью принадлежащий «китайцам». Да, несмотря на всё засилье брендов и автокомпаний из Поднебесной в отечественной сфере продаж авто, один только «Хавейл Мотор Мануфэкчуринг Рус» имеет полноценное производство в нашей стране. Другие — либо поставляют машины с головных заводов на родине, либо собирают на сторонних площадках в России под другими названиями.

Площадка Haval площадью 183 158 кв. м была открыта на территории индустриального парка «Узловая» ещё в 2019 году, когда в России работали заводы Mercedes-Benz, Volkswagen, Hyundai, Renault, Ford, и. т. д. 12 месяцев назад предприятие пополнилось подразделением по выпуску двигателей, а в ближайшие годы здесь появится и цех по производству деталей, которые больше не придётся завозить из Китая.

В 2024 году завод в Тульской области собрал 130 000 автомобилей. Большим объёмом производства легковушек в России в 2024-м отличился только АвтоВАЗ. А среднеразмерный кроссовер Haval Jolion вот уже много месяцев возглавляет рейтинг самых популярных иномарок в стране и стал настоящим бестселлером.

О плюсах и минусах китайских автомобилей вы можете прочитать в материале «Топ−5 самых продаваемых «китайцев» в России, или в чём популярность и проклятие автомобилей из Китая?».

«Автотор»: Omoda C5 вместо Cadillac Escalade

Какие только машины ни выпускал крупнейший в России автозавод после запуска в эксплуатацию в 1996 году — «Автотор» в Калининграде. На предприятии с производственной мощностью 300 000 машин ежегодно собирали десятки моделей BMW, Kia, General Motors. Вот основной список:

После ухода «немцев», «корейцев» и «американцев» сотрудники «Автотора» не остались без работы. Сейчас завод выпускает китайские модели Omoda, Jetour, BAIC, Kaiyi, Forthing, SWM и даже несколько автомобилей под собственным брендом, но об этом отдельно.

Бывшие заводы VW и Peugeot в Калуге: 135 автомобилей на двоих

Если всё пройдёт по плану, то к концу 2025 года Калужская область вернёт себе статус одного из центров автомобилестроения в России. До середины прошлого года тут простаивали сразу два крупных автозавода, по сути оказавшиеся бесхозными после поспешного ухода европейских автопроизводителей в 2022-м.

Раньше в Калуге был завод Volkswagen и Peugeot. Фото: нейросеть
В лучшие годы калужские площадки Volkswagen и Peugeot-Citroen выпускали суммарно под 200 000 легковых машин. Теперь первый автозавод принадлежит компании AGR Automotive Group, другой — «Автомобильным технологиям» (экс-ПСМА Рус). На первом предприятии планируется выпускать китайские Chery Tiggo под другим шильдиком, а второй — теперь завод машин Haval (основная площадка в Туле не справляется с объёмом выпуска) и моделей Peugeot и Citroen из китайских компонентов.

Заявленная властями Калужской области цель на 2025 год — производство 135 000 единиц на двух автозаводах. Амбициозная цель, учитывая, что даже в успешном для отечественного авторынка 2024-м только АвтоВАЗ превысил эту отметку.

ГАЗ: Легковые автомобили больше не актуальны

Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) в Нижнем Новгороде – не только одна из крупнейших автокомпаний России, но и старейшая в нашей стране. Вдуматься, первый автомобиль с местного конвейера сошёл 29 января 1932 года, то есть практически век назад. За эти без малого 100 лет ГАЗ выпустил примерно 20 млн автомобилей и около 350 моделей.

Увы, в 2020 году нижегородский завод полностью прекратил выпуск легковых авто, оставив в линейке только автобусы и грузовики. Причина — слишком низкий спрос на «газовские» легковушки и, как следствие, убыточное производство.

За 2019-й было продано всего 69 000 машин. Для крупнейшего машиностроительного завода страны это крайне мало. Просто для сравнения, АвтоВАЗ в том же году реализовал 360 000 штук.

Жаль, потому что история ГАЗа славится легковыми моделями: вспомнить «Волгу», «Победу», «Чайку». Пару лет назад были разговоры о том, что под этими легендарными и названиями будут выпускаться «перелицованные» китайские авто. Дальше разговоров не зашло, и слава богу.

Автомобильные заводы в России в 2025 году. Полный список

Итак, какие автопредприятия есть в России? Предлагаем взглянуть на полный список российских автомобильных заводов, специализирующихся на выпуске легковых транспортных средств.

О национальных особенностях автомобилей Московского автозавода, связи между российским брендом Solaris из Санкт-Петербурга и корейским производителем Hyundai, а также о двух исторических новинках АвтоВАЗа читайте в следующей части нашего материала: «Легковые автомобили в России: какие марки, где и как собирают в 2025 году?».

Теги: Авто Водители