Поворотник на кольце: правый или левый?

23 июля 2025 16:40
2
Наталия Пластинина

Водители не устают спорить по поводу сигналов поворотников на перекрёстках с круговым движением (кольце). Одни считают, что нужно всегда держать мигающим левый поворотник, ведь вы едите по кольцу. Другие полагают, что вообще никакой поворотник включать не надо – вы же едите по полосам круга. Инспекторы же могут оштрафовать и за первое, и за второе. Верховный суд положил конец спорам, а мы разъясняем, как нужно действовать.

Содержание статьи

Споров вокруг поворотников при проезде перекрестка с круговым движением больше не будет Фото: freepik.com

ПДД требуют подавать сигнал перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой, а также при проезде перекрестка с круговым движением (п. 8.1 ПДД). Но чётких указаний, какой поворотник включать при въезде на кольцо, нет. ВС РФ разъяснил, что важно смотреть на геометрию въезда.

Правила проезда кольца

Перед любым манёвром – при повороте, перестроении или развороте — водитель обязан включить поворотник в нужную сторону. Это правило действует и при въезде на кольцо: сигнал должен показывать, куда вы двигаетесь.

В России большинство въездов на кольца — это правый поворот. Машина сворачивает вправо, чтобы попасть в круг. В этом случае включайте правый поворотник. Это поможет другим участникам понять, что вы выезжаете на кольцо. Особенно важно для пешеходов, велосипедистов и водителей, которые едут рядом.

Редко бывают кольца, где въезд идёт прямо или влево (например, с внутренним односторонним движением). Тогда сигнал зависит от вашей траектории: если поворачиваете налево, включайте левый поворотник. Но такие перекрёстки — исключение.

Ключевые моменты:

  1. Сигнал подаётся всегда, если меняется направление.
  2. Правый поворотник — стандартный выбор для въезда на кольцо.
  3. Левый поворотник нужен только в редких случаях, где въезд явно влево.

Выезд с кольца

Верховный суд РФ разъяснил, какой поворотник включать не только при въезде на кольцо, но и при съезде с него. Правило простое: если манёвр похож на поворот направо, включайте правый сигнал. Если траектория явно уводит влево — левый.

Ситуация 1: вы въехали на кольцо и движетесь по нему.

Сначала включаете правый поворотник (при въезде), потом выключаете его. Если въезд идёт влево (например, на кольце с внутренним односторонним движением), включайте левый поворотник.

Ситуация 2: движение внутри кольца:

Левый поворотник внутри кольца не нужен. Он может запутать других, создавая иллюзию перестроения. Вы обязаны подавать сигнал, если перестраиваетесь по полосам внутри кольца.

Ситуация 3: вы въехали на кольцо и съезжаете прямо или вправо.

Если машина отклоняется вправо, включайте правый поворотник. Это покажет другим, что вы вливаетесь в круговой поток.

Водителя могут оштрафовать, если он не включит поворотник на кольце. Фото: freepik.com

За какие нарушения оштрафуют

Верховный суд уже рассматривал споры о штрафах за отсутствие сигнала. В одном деле водителя наказали за то, что он не подал сигнал при въезде на кольцо. Суд отметил: сигнал — обязанность, даже если манёвр не создаёт помех. Однако если вы не меняете траекторию, сигнал не обязателен.

Если вы не включите нужные поворотники на кольце, вас могут оштрафовать на:

ГИБДД рекомендует всегда использовать поворотники при перестроении или изменении направления. Например, при въезде на кольцо с правым поворотом — включайте правый сигнал. Если на въезде стоит знак 5.15.1/5.15.2 ПДД, следуйте указанным траекториям. Например, из правой полосы — направо, из левой — налево. Сигнал включайте заранее, соответствующий выбранной полосе. Это упростит взаимодействие с другими водителями и пешеходами.

Памятка для водителя при движении по кольцу: включайте сигнал только перед съездом (правый) или при перестроении (левый/правый).
Теги: Авто Водители Автоштрафы Верховный суд Законы Юридические процедуры Инструкции