«Мы ограничили операцию из-за высокого риска мошенничества». Однажды вы можете получить вот такое сообщение от Сбера. Или уже его получили. Звучит тревожно, но на самом деле вам ничего не угрожает. Наоборот, банк вас защитил от перевода в адрес подозрительной личности.
При попытке сделать перевод можно получить вот такое сообщение от банка:
Сообщение означает, что вы сделали попытку перевести деньги в адрес получателя, реквизиты которого содержатся в базе данных Банка России. На эти реквизиты кто-то из отправителей денег однажды пожаловался и получателя внесли в список неблагонадёжных. Входящие переводы для него блокируются. Для вас доступны все операции. Все ограничения распространяются на получателя средств, а не на вас лично.
Вы ничего не сможете с этим поделать, поэтому попытки перевести деньги нужно оставить.
Что нужно сделать, если вам пришло сообщение о приостановке операции?
Шаг 1: уточните, какой именно перевод блокируется. Зайдите в историю операций — там должна быть информация и о самой блокировке, и об операции. Если ничего не нашли, то спросите в чате или позвоните на горячую линию по номеру 900.
Шаг 2: если вы знаете получателя перевода лично, доверяете ему и уверены, что он не мошенник, то сообщите о том, что перевод невозможен из-за блокировки операции. Он должен обратиться в интернет-приёмную Банка России и снять ограничения.
Шаг 3: если вы не знаете получателя средств лично, то подумайте, может ли он быть мошенником. На всякий случай не ведите с ним финансовых дел ради сохранности средств.
Почему блокируют переводы?
С 25 июля 2024 года вступили в силу поправки к закону «О национальной платёжной системе». Банки обязаны блокировать переводы в адрес получателя, чьи реквизиты содержатся в базе данных Банка России. Это нужно, чтобы сократить число мошеннических операций.
Я не переводил никуда деньги, а от Сбера пришло сообщение о блокировке
Если в истории операций нет никаких переводов и вы точно их не делали, но от банка пришло сообщение о том, что операция заблокирована, сделайте следующее:
Шаг 1: для начала убедитесь, что сообщение о блокировке точно пришло от банка. Если получили смс, то зайдите в приложение банка, загляните в историю. Информация должна дублироваться. Если в приложении ничего нет про блокировку, то не переходите по ссылкам из сообщения.
Шаг 2: если в приложении есть сообщение о блокировке, но переводов не было, то позвоните на горячую линию по номеру 900, у робота попросите перевести на оператора. У специалиста банка уточните, за какой именно перевод сделана блокировка.
Бывает, что сообщение поступает по ошибке. То есть перевода не было, блокировки не было, а сообщение вам прислали. В этом случае ничего не делайте. Опасности никакой нет.