Банки время от времени просят нас обновить данные. Пишут, что организации обязаны это делать регулярно. Таково требование закона №115-ФЗ. Предлагают упростить задачу: например, обновить информацию через «Госуслуги». Нажать на пару кнопок … и всё готово. Давайте разберёмся, должны ли мы обновлять свои персональные данные и насколько часто. Что будет, если пропускать такие сообщения от банков? Стоит ли обновлять личную информацию через «Госуслуги»? Ответы на эти вопросы вы найдёте в нашей статье. Также расскажем, как обойти возможные ловушки кредитных организаций, если таковые имеются.
Судя по запросам пользователей, больше всего сообщений с просьбой обновить данные по закону № 115-ФЗ приходит от ВТБ и Т-Банка (бывшего «Тинькофф Банка»). Часто — в приложении, реже — в сообщениях.
Поскольку мы живём в цифровую эпоху и крайне редко посещаем офисы лично (разве что забрать новую карту), банки не знают, что происходит в нашей жизни. Если мы поменяем фамилию, а вместе с ней и паспорт, кредитная организация не узнает, пока не сообщим ей. Даже если умрём, банк не догадается. Он не видит, кто именно пользуется приложением. При этом обслуживание продолжается беспрерывно. Можно переводить деньги, оплачивать покупки и брать кредиты — всё онлайн.
Чтобы снизить риски мошенничества и другого рода преступлений, по закону № 115-ФЗ («О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма») банки обязаны регулярно обновлять персональные данные клиентов. Об этом написано в статье 7 указанного закона. В ней говорится, что данные клиентов нужно обновлять не реже:
Как именно банки делят клиентов на низко- и высокорисковых, не столь важно. Важно то, что личные данные они всё-таки обязаны обновлять регулярно.
Клиенты, которые время от времени посещают отделения банков, могут не волноваться. Процесс обновления данных происходит ровно в тот момент, когда вы показываете паспорт сотруднику, например, чтобы получить новую карту.
Если же вы забыли, как выглядит банковский офис внутри, то стоит начать переживать. Не получив к означенной дате подтверждения, что вы живы и у вас тот же паспорт, кредитная организация может приостановить дистанционное обслуживание. Проще говоря, заблокировать приложение и личный кабинет. Также могут возникнуть проблемы с оформлением онлайн-кредита.
Определить, в какой момент это произойдёт, невозможно. Не исключено, что в самый неподходящий. Например, когда вы будете греться на солнышке возле ласкового моря, а поблизости не найдётся ни одного банковского офиса.
Хорошо ещё, если это случится на территории России. А если за границей, где до ближайшего отделения несколько часов на самолёте? «Выберу.ру» рекомендует не рисковать и спрятать подальше внутреннего анархиста. Лучше с банком дружить, а не враждовать. Просят обновить данные? Сделайте это, избегая ловушек. Как? Сейчас расскажем.
Чаще всего банки просят обновить данные через «Госуслуги». Это самый простой и быстрый вариант. Однако за ним скрывается хитрость. Помимо тех данных, которые нужны, кредитные организации могут получить информацию, о какой банкам необязательно знать, чтобы вас обслуживать.
В качестве примере приведём сведения, которые запрашивает ВТБ при обновлении через «Госуслуги»:
Список, как видите, огромный. ВТБ ссылается на то, что зная всё, сможет предлагать услуги, которые действительно вас заинтересуют. Спору нет, вы будете получать персонализированную рекламу. Однако, если самостоятельно выбираете, когда и какими финансовыми продуктами пользоваться, то такой подход банка кажется назойливым. Точно так же поступает Т-Банк, о чём мы рассказывали ранее.
Учитывая вышеизложенное, инструкция по обновлению данных через «Госуслуги» выглядит так: