BNPL-сервисы

19 марта 2024 17:28
2443
Екатерина Линник

Относительно новый способ онлайн-покупок – оплата частями без комиссий и процентов. Сервисы для таких операций называются BNPL. Их уже запустили многие крупные банки – Тинькофф, Сбер, Альфа-Банк, а также ЮKassa и Яндекс. Разберёмся, зачем это бизнесу и покупателям, как работают BNPL и стоит ли их использовать.

Содержание статьи

Что такое BNPL-сервисы

В аббревиатуре BNPL зашифрована фраза «Buy now pay later». На русский язык дословно она переводится как «купи сейчас, оплати потом», что и отражает суть процесса – покупатель может забрать вещь сразу, а платить за неё равными долями.

Сервисы оплаты частями рассчитаны на тех покупателей, которые не могут внести всю сумму сразу, но хотели бы приобрести ту или иную вещь. Обычно используются на маркетплейсах и в интернет-магазинах, при этом выбрать их можно для покупки различных товаров: от одежды и обуви до крупной бытовой техники.

История возникновения BNPL

Сервисы оплаты частями появились в США и европейских странах. В России о них узнали только в 2021 году, когда банк Тинькофф запустил «Долями», позволяющий делить оплату на четыре части и погашать стоимость товара в течение двух месяцев. Чуть позже такой же сервис запустил «Яндекс» – «Сплит» для оплаты частями стал активно использоваться на Яндекс.Маркете.

Первым же сервисом BNPL в мире стал проект финтех-компании Klarna, запущенный в 2005 году. Позже их запустили Affirm и Afterpay. Сейчас подобные сервисы появились у многих IT-гигантов – их развивают Apple, PayPal, Google и другие.

Как работают BNPL-сервисы

Сервисы формата «плати частями» работают так:

BNPL-сервисы могут быть встроены в банковские приложения. Тогда в момент оплаты с карты их можно выбрать в своём мобильном банке.

Кроме стандартных BNPL, существуют сервисы, предлагающие классическую рассрочку или кредит. Срок по ним увеличен до года и более, удерживаются проценты, при просрочке начисляются штрафы и пени.

Зачем компании запускают BNPL-сервисы

«Бесплатность» сервиса может быть обманчивой. С их помощью компании не просто привлекают клиентов, которые без возможности оплатить долями отказались бы от покупки, но и зарабатывают следующими способами:

При этом оборачиваемость денег занимает меньше времени, в большинстве случаев установлены ограничения на цену покупок и количество оплат долями на одного покупателя. Конверсия повышается значительно, растёт средний чек заказа.

Есть ли ограничения для использования BNPL-сервисов

Использовать BNPL-сервисы покупатели могут с ограничениями:

Кроме того, могут быть ограничения на количество покупок, оплаченных в рассрочку. Так, сервис оплаты долями от Тинькофф предусматривает оплату только двух покупок одновременно. Также определённые требования предъявляются к покупателям, например, сервис «Плати частями» от Сбербанка предоставляет услугу только клиентам с российским гражданством в возрасте от 18 до 70 лет.

Контролирует ли ЦБ BNPL-сервисы

BNPL-сервисы пока не находятся в сфере регулирования Центробанка, но до 1 июля 2024 года должен заработать механизм, который начнёт контролировать такую рассрочку. Регулятор пытается защитить права граждан и предоставить им гарантии при покупке товаров этим способом.

Ещё в июле 2023 года сформирована рабочая группа, которая займётся разработкой соответствующего законопроекта. В первую очередь поправки должны лимитировать начисление процентов за такую рассрочку, а также облегчить сбор статистики по долговой нагрузке граждан.

Центробанк стремится к тому, чтобы сервисы оплаты частями регулировались так же, как и процедура выдачи стандартных потребительских кредитов. То есть клиентов должны будут информировать о полной стоимости услуг – размерах штрафов, процентных ставках, дополнительных комиссиях.

Само понятие BNPL до сих пор не закреплено в законодательстве, а компании, предоставляющие такие рассрочки, – не всегда банки и не обязаны получать лицензию. Центробанк также предлагает передавать данные об оформленной рассрочке в бюро кредитных историй (БКИ) и использовать 14-дневный срок для упрощённого отказа от услуги.

Можно ли вернуть товар, купленный с помощью BNPL-сервиса

Если купленный товар оплачивался долями, вернуть его можно на общих условиях – обратиться к продавцу или в службу техподдержки интернет-магазина и составить заявление. Деньги возвращаются на ту карту, с которой происходила оплата.

Влияет ли BNPL на кредитную историю

Информация о том, что покупатель использовал BNPL, не передаётся в бюро кредитных историй и никак не влияет на кредитный рейтинг. При подаче заявки в банк эти сведения не станут ему известны и не скажутся на принятии решения о выдаче кредита. Это же касается и микрофинансовых организаций.

Если будут приняты поправки в действующее законодательство, сервисы могут обязать передавать информацию о своих клиентах в БКИ. Соответственно, просрочки в BNPL будут ухудшать кредитную историю (КИ) и снижать шансы на получение кредитов.

На что обратить внимание при оформлении BNPL

При оформлении такого типа рассрочки нужно учитывать условия, которые предлагают финансовые сервисы:

  1. Оплата частями не всегда беспроцентная. Например, прежде чем подключить Яндекс Сплит, узнайте, что это и как работает. В сервисе сплитовать можно двумя способами – стандартно без процентов, где действительно не нужно платить, и в рамках улучшенного сплита на срок до 2 лет, но это сплитование с процентами.

  1. Уточните, кто предоставляет услугу. Это может быть маркетплейс, банк, а иногда микрофинансовые организации или малоизвестные компании.
  2. Сервисы могут устанавливать разные схемы оплаты. Большинство списывают часть оплаты каждые 2 недели – сумма разбивается на 4 части и вносится пользователем в течение 2 месяцев.
  3. Списание происходит автоматически. Покупателю нужно позаботиться о том, чтобы к дате списания на карте была нужная сумма.
  4. Размер штрафа при просрочке тоже отличается. В Тинькофф и Сбере к очередному платежу добавят 5%, Альфа-Банк удерживает фиксированную сумму, в Яндексе размер штрафов вообще не оговаривается.

Также учитывайте, что не все товары и не во всех магазинах получится оплатить долями. Например, на маркетплейсах услуга действует только в отношении товаров внутри площадки, и то не всех позиций. Банки, предлагающие такие сервисы, работают с определённым списком магазинов-партнёров.

Стоит ли пользоваться BNPL

Оплата частями на российском рынке работает недавно, но уже пользуется популярностью. У таких сервисов есть свои достоинства и недостатки.

В чём преимущество BNPL-сервисов

Основные плюсы для покупателя:

Есть плюсы и для бизнеса:

Ещё один плюс BNPL – возможность возврата товара на общих условиях.

Какие есть минусы и риски для бизнеса от BNPL-сервисов

Минусы для покупателя:

Главный недостаток для продавца – комиссия, которую он платит BNPL-сервису. Риски же минимальны – деньги продавцу сервис переводит сразу, при этом количество клиентов растёт, прибыль увеличивается.

Ситуация может ухудшиться, когда сферу такой рассрочки начнёт регулировать Центробанк – если оплата долями должна будет предоставляться по правилам банковского кредитования, вырастет стоимость такой услуги, часть покупателей отсеется.

Отличия BNPL от рассрочки и кредитной карты

Такая оплата напоминает использование кредитной карты, но BNPL имеет отличия:

С рассрочкой сходства больше, но оплата долями отличается от неё тем, что не требует заключения договора и имеет более короткий срок – по рассрочке он может достигать 1–2 года и более.

Будущее и перспективы BNPL

BNPL-сервисы только развиваются, но введение регулирования в этом сегменте может замедлить процесс. Часть потенциальных клиентов не хотят пользоваться таким продуктом из-за недостаточной прозрачности взаимодействия, небольшого количества магазинов, где можно оформить рассрочку, лимитов на количество товаров и выбор в целом.

В то же время может вырасти количество покупателей, которые:

При условии увеличения числа магазинов-партнёров сервисы BNPL будут оставаться востребованными, а если смогут перейти в офлайн, завоюют ещё больше поклонников.

Теги: Инструкции Кредиты

Статьи и новости по теме: