Что делать, если пришли коллекторы?

29 марта 2024 17:25
4949
Выберу.ру
Содержание статьи

На сегодняшний день деятельность коллекторов регулируется Федеральным законом № 230. Исходя из этого закона, коллекторы вправе совершать звонки и направлять СМС лишь в определенные часы. Сотрудники коллекторских агентств обязаны представиться, назвать ФИО и должность или идентификационный код, предоставить контакты для связи. У коллекторов, конечно же, нет права угрожать здоровью, жизни и имуществу неплательщика или членам его семьи. В соответствии со статьей 137 УК РФ, такие действия могут расцениваться в качестве нарушения неприкосновенности. В соответствии с поправками к этому закону, вступившими в силу 1 февраля 2024 года, коллекторы могут обращаться к должникам только в определенное время: в рабочие дни – с 8 до 22 часов, в выходные и праздничные – с 9 до 20 часов, кроме того, личное общение может происходить не чаще одного раза в неделю; звонки – не чаще одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и не более восьми в месяц; текстовые сообщения – не более двух в сутки, четырех в неделю и шестнадцати в месяц.

В профессиональных компаниях, которые обучают и очень  строго контролируют своих специалистов, ведут 100% запись телефонных переговоров, проводят по полсотни тренингов в год, к подобным прецедентам относятся очень серьезно, вряд ли их сотрудники станут рисковать репутацией своей фирмы.

По словам Евгения Арсентьева, возглавлявшего коммерческий департамент БКБ «РуссколлектоР», а ныне коммерческого директора Федерального Коллекторского Агентства «Everest», в 2013-ом была неприятная ситуация на рынке. «Но та фирма, в которой я работал, особо не пострадала от подобных действий. Если говорить о сегодняшней ситуации, то отмечу, что большинство коллекторов существенно сократили sms-трафик, когда на рынке резко выросли тарифы мобильных операторов. Поэтому поддельные СМС довольно быстро находятся, и у фирм есть возможности оперативно отреагировать», — говорит господин Арсентьев.

В свое время со спорной ситуацией столкнулись и в фирме «Секвойя Кредит Консолидейшен» (на сегодняшний день фирма прекратила свою деятельность). «У нас тоже был инцидент с эсэмэсками. Некоторым должникам приходили не очень корректные сообщения от имени другой коллекторской компании, но с указанием наших контактных данных. Сами сообщения посылались посредством интернет-интеграторов, и отправителя было невозможно установить, хотя мы пытались расследовать этот инцидент. Правда, такие сообщения были единичными, ущерба фирме они не наносили. Потому и наши попытки расследования были не особенно интенсивными», — рассказала Елена Докучаева, президент агентства.

С провокациями, правда, иного типа, сталкивались и в фирме «М.Б.А. Финансы» (входит в международную группу компаний MBA Empire), причем неоднократно. «В НАПКА по электронной почте поступали жалобы на то, что некие лица на дверях квартир неплательщиков, с которыми мы работали, краской писали угрозы, а подписывались – «МБА Empire». Но сотрудники нашего агентства не могли сделать этого, поскольку в регионах, откуда шли жалобы, наших представителей попросту нет», — рассказал Виктор Воденко, гендиректор компании.

«Когда мы проводили разбирательство по данным делам, жалобщики так и не предоставили нам фотографии надписей и испорченного имущества, о чем мы очень просили, так как планировали сами идти к правоохранительным органам. С должниками же связаться не получилось. Все это натолкнуло нас на мысль, что кому-то хочется выставить наше агентство с негативной стороны, а в НАПКА жалобы слались для того, чтобы подмочить репутацию крупной законопослушной коллекторской компании», — делает выводы господин Воденко.

Исходя из этого, в истории, передаваемые «сарафанным радио», о «черных» коллекторах не верится, потому что все это совершалось бы в интересах какого-нибудь крупного игрока. «А на нашем рынке такие компании уже научились добиваться конкурентных преимуществ совершенно законными методами», – уверяет директор НАПКА (Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств). Остаются такие версии: или кто-то старается оправдать ошибки в своей работе, или мелкие игроки стремятся воспользоваться более известным брендом для давления на своих должников, резюмирует господин Арсентьев.

Куда жаловаться на коллекторов

Человек, пострадавший от действий коллекторской фирмы, может подать жалобу в НАПКА. Если неплательщик жалуется в эту ассоциацию, то производится расследование, в результате чего выясняются все детали происходящего и, скорее всего, вас оставят в покое.

Так, крупному коллекторскому агентству «Сентинел» поступила жалоба от неплательщика, который получил sms с угрозой убить его в случае, если он не погасит долг, рассказывает Александр Савинов, заместитель председателя правления коллекторского агентства. «В тексте сообщения, помимо угрозы, в качестве контакта для связи были указаны название нашей фирмы и номер колл-центра. Для нас это вопиющая ситуация, поскольку подобные действия запрещены законодательством. Полагаем, что это была попытка провокации, которая, возможно, совершалась с целью навредить деловому имиджу фирмы «Сентинел», — говорит господин Савинов.

Подать жалобу на коллекторов в прокуратуру

Прежде, чем жаловаться на коллекторскую фирму в прокуратуру, мы рекомендуем выполнить простое действие – написать в банк заявление на отзыв персональных данных. Часто бывает, что после получения такого заявления коллекторы перестают донимать должника и передают кредит обратно в банк. Если же отзыв персональных данных не помог, и ваши права продолжают систематически нарушаться, тогда действительно имеет смысл жаловаться на действия коллекторов в прокуратуру.

Предварительно ознакомьтесь с жалобами на коллекторов в полицию и рекомендациями по их составлению. Разница между жалобами в прокуратуру и в полицию состоит в том, что в полицию нужно жаловаться на действия, которые, с вашей точки зрения, могут быть квалифицированы как преступление, а прокуратура обязана следить за соблюдением законности работы организаций и граждан. Выражаясь простым языком, возможности прокуратуры чуть шире, чем полиции.

Для того, чтобы обратиться в прокуратуру, вам имеет смысл собрать комплект документов, которые подтверждают и обосновывают текст жалобы. Так, если коллекторы угрожают вам по телефону, имеет смысл взять у вашего оператора распечатку звонков и выделить номера обидчиков. Вызывайте полицию и требуйте составления протокола при следующем посещении коллекторов, копию которого также можно приложить к жалобе. Кроме того, нужно приложить составленную и отправленную ранее жалобу в коллекторское агентство и банк, а также почтовый документ, служащий доказательством ее отправки.

Пакет документов для оформления жалобы на коллекторов в прокуратуру

  1. ФИО, телефон и адрес регистрации заявителя, а также (при их различии) адрес, по которому с заявителем можно связаться.
  2. Конкретные фактические обстоятельства или действия, которыми по разумению заявителя нарушаются его законные права и интересы.
  3. Примерная квалификация этих действий в соответствии с законодательством.
  4. Просьбу разобраться в данной ситуации, провести прокурорскую проверку и сообщить вам о ее результатах.
  5. Приложения, которые подтверждают фактические обстоятельства, изложенные в заявлении.
Теги: Кредиты Ипотека Население

Статьи и новости по теме: