Кредиторами и заёмщиками выступают не только коммерческие компании и люди, но и государства. При помощи системы кредитования страны поддерживают финансовую стабильность, стимулируют производство и экономическую активность граждан. Расскажем о том, что такое государственный кредит, о его понятии и видах.
Государственный кредит — это кредитные отношения, в которых участвует государство. Второй стороной в них выступает другая страна, регион, коммерческая компания или физлицо. При этом государство может играть роль заёмщика, кредитора или гаранта:
Государственный кредит — важная часть финансовой системы государства. Это один из способов мобилизации денежных средств для финансирования общегосударственных нужд и обеспечения стабильности.
Кредитование позволяет государству воздействовать на объём денежной массы, величину банковского процента на финансовом рынке, темпы экономического развития, занятость и другие показатели.
Государственный кредит имеет много общего с обычным (сроки кредитования, процентные ставки и т. д.). Но обладает следующими особенностями:
Главные ведомства, которые отвечают за управление госзаймами, — Минфин и Центробанк. Условия кредитования в каждом случае устанавливаются индивидуально.
Рассмотрим подробнее, какие функции выполняет государственный кредит.
С её помощью государство формирует и распределяет денежные фонды. Если говорить кратко, эта функция означает, что при дефиците бюджетных средств и потребности в финансах их можно одолжить.
Заёмные средства могут использоваться для стимулирования экономики: для этого их направляют на реализацию важных проектов. Но иногда их применяют для решения задач социального характера: выплат пенсионерам, малообеспеченным семьям и т. д.
Второй способ использования кредитов критикуется многими экономистами. Ведь он обозначает, что государство расходует больше, чем зарабатывает. Такая ситуация ведёт к нарастанию долговых обязательств.
Госзаймы позволяют осуществлять перераспределение денежных масс и регулировать экономику. Считается, что увеличение госдолга влечёт за собой рост ключевой ставки, и наоборот.
Помимо этого, при помощи кредитной политики государство может влиять на объём денег в обращении, соответственно, и на инфляцию. Выводя излишки средств с рынка, можно сдерживать рост цен.
Контрольная функция реализуется путём целевого использования заёмных денег и контроля за расходованием бюджета. Также она включает необходимость своевременного погашения долговых обязательств.
Существуют разные виды и формы государственного кредита. Они классифицируются по ряду признаков:
Внутри бюджетной системы Российской Федерации государственные займы могут выдаваться не только по вертикали (когда федеральный бюджет кредитует субъекты, а регионы — муниципальные власти), но и по горизонтали (между субъектами или муниципалитетами).
Порядок и правила предоставления государственных кредитов регламентируются БК РФ, постановлениями правительства и другими нормативными актами.
Как и при банковском кредитовании, бюджетные заёмные средства характеризуются определёнными параметрами. Государственный кредит предоставляется на таких условиях:
Регионы получают кредиты из федерального бюджета под символические проценты. С учётом инфляции их можно назвать бесплатными. Однако предоставление таких займов обычно сопровождается оформлением соглашений, где обозначаются целевые показатели, которых должен достичь субъект.
Управление госкредитом — это комплекс действий, предпринимаемых для обслуживания и покрытия госдолга, выпуска и размещения ценных бумаг, регулирования кредитного рынка. Оно призвано решать следующие задачи:
Для управления системой кредитования государство использует различные инструменты:
Основная задача управления госкредитом — достижение запланированных социальных и экономических задач, обеспечение экономического роста и развития государства.
Принципы государственного кредита обеспечивают взаимовыгодные условия сотрудничества и приносят выгоду как заёмщику, так и кредитору. Они включают:
Выполнение этих принципов свидетельствует о добросовестности заёмщика и характеризует его как надёжного партнёра. Хотя в истории есть немало примеров, когда правила нарушались.
Долговую нагрузку Российской Федерации экономисты считают невысокой. При этом большая часть государственных обязательств относится к внутреннему долгу страны. Это дополнительный фактор обеспечения независимости и экономического развития в условиях санкций.
Согласно данным Минфина, на 1 марта 2024 года госдолг РФ составляет:
Внешний долг планируется постепенно снижать, в отличие от внутреннего. По данным представителей Минфина, до 2026 года объём внутренних заимствований будет увеличиваться, что позволит покрывать бюджетный дефицит.
Россия выступает не только заёмщиком, но и кредитором, существенно наращивая объёмы кредитования других стран. Минфин не раскрывает данные о том, какие государства имеют наибольший долг перед РФ. По последней информации Всемирного банка, опубликованной в 2022 году, к ним относились:
С учётом текущей геополитической ситуации и реализации крупных совместных проектов кредиты могут предоставляться государствам ЕАЭС, Азии и Африки (в том числе Египту, Ирану, Индии, Алжиру и другим странам).
Значение государственного кредита трудно недооценить. Пополнение бюджета за счёт заёмных средств стоит на втором месте по значению после налоговых поступлений. Однако кредитная система государства имеет как плюсы, так и минусы.
Основное преимущество госкредита — возможность воздействовать на экономическую ситуацию в стране. Благодаря ему власти обеспечивают приток инвестиций в промышленность, способствуют жизнеобеспечению населения, сдерживают рост налогов. Другие плюсы госзаймов:
Совокупность методов государственной кредитной политики используется во всём мире. Исключение — небольшое количество стран, которые функционируют без госдолгов. К ним относятся Палау, Бруней, Лихтенштейн.
Система государственного кредитования имеет и отрицательные стороны:
Кроме этого, привлечённые ресурсы выступают лишь платёжным средством. Они не увеличивают доходную часть бюджета страны и должны быть возвращены.