Закон 218-ФЗ «О кредитных историях» приняли 22 декабря 2004 года в Государственной думе. В последствии в него неоднократно вносились поправки. Закон установил нормы взаимодействия финансовых организаций для обмена данными о добросовестности заемщиков и об их исполнении/неисполнении обязательств по кредиту. Эти сведения дают возможность финансовым организациям оценить уровень риска, и решить, насколько целесообразно выдать кредит тому или иному заемщику. Закон гласит, что в обязанность банков входит передача в бюро кредитных историй (БКИ) информации о заемщиках, если они согласны на это.
Закон 218-ФЗ «О кредитных историях» работает следующим образом:
— определяет, что такое кредитная история (КИ), что в нее входит, а также способ ее формирования, принципы хранения и использования;
— регулирует деятельность БКИ, процесс их создания, реорганизации и ликвидации;
— устанавливает порядок сбора и хранения информации о БКИ, регламентирует цели создания ЦККИ (Центрального каталога кредитных историй);
— регламентирует порядок предоставления заемщику отчетов по кредиту и устанавливает права субъекта КИ.
Федеральный закон 218 «О кредитных историях» преследует следующие цели:
— повышение уровня защищенности участников кредитного договора;
— повышение эффективности работы банков;
— создание и определение условий для сбора, обработки и хранения данных об истории кредитных обязательств заемщика.
Согласно ФЗ 218 «О кредитных историях», организации, выступающие займодавцами по договору кредитования, формируют КИ.
Банк России осуществляет контроль и надзор за работой БКИ, а также следующие функции:
— ведение реестра БКИ;
— установление требований к финансовому положению и репутации БКИ;
— проверяет, насколько соблюдаются требования ФЗ- 218. Параметрами проверки являются качество услуг, точность и достоверность информации, соблюдение прав участников информационного обмена;
— направление в БКИ предписаний об устранении выявленных в их деятельности нарушений.
В отношении ФЗ - 218«О кредитных историях» приняты некоторые поправки, согласно которым:
— если она находится на хранении в Объединенном Кредитном бюро, направить запрос на предоставление бесплатного отчета можно с помощью учетной записи Госуслуг;
— также запросить информацию об истории кредитных обращений можно при личном обращении в офис бюро;
— направить заявление по электронной почте, подписав его УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью);
— направить заверенную у нотариуса заявку по обычной почте;
— послать заверенную телеграмму.
— наличие у клиента действующих или исторических просрочек по оплате кредита;
— количество открытых кредитов и финансовая нагрузка;
— частота обращений за кредитной историей;
— глубина КИ: чем она длиннее, тем лучше для клиента.
Чем выше итоговый балл, тем меньше уровень риска заемщика. В соответствии с этим банки принимают решение о том, стоит ли выдавать клиенту кредит, или отказать в выдаче займа.