Ошибиться при отправке денег легко: всего одна неправильная цифра – и платёж ушёл другому человеку, организации или завис в банке в статусе невыясненного. Иногда деньги нужно вернуть за покупку, если передумали, обнаружили брак, обман со стороны продавца. Расскажем, как вернуть деньги за платёж в Сбербанке – что это за процедура, в каких ситуациях банк может отказать, в какие сроки возвращаются денежные средства.
Под платежом понимают оплату товаров и услуг – расчёт покупателя в магазине, кафе, ресторане, пополнение баланса мобильного, оплату интернета и др. Перевод – отправка денег на счёт организации или частного лица по номеру карты/счёта или телефона. Рассмотрим, как отменить платёж в Сбербанк Онлайн в разных ситуациях.
Отмена ошибочного платежа возможна самостоятельно до момента, пока деньги не поступили получателю – ещё находятся в банке, но уже списались с вашего счёта. Вернуть средства можно самостоятельно через приложение Сбербанка:
После обработки заявки в приложении или личном кабинете можно отследить статус. Должна появиться надпись «Отозван» или «Отклонён» в разделе с нужным платежом, а на счёт поступят деньги.
Чтобы вернуть деньги в такой ситуации, нужно действовать максимально быстро. Платёж может быть исполнен моментально, например, если пользуетесь Системой быстрых переводов. В целом деньги перечисляются между банками каждые полчаса в течение операционного дня, но его длительность в разных банках может различаться. Максимальный же срок составляет 5 дней.
Статус «В обработке» означает, что деньги ещё не поступили получателю и как бы заморожены, но со счёта отправителя списаны. На этом этапе также возможна самостоятельная отмена через мобильное приложение в режиме онлайн.
Отследить статус можно в профиле клиента, но это касается только тех операций, которые проведены в режиме онлайн. Если, например, оплачивали наличными через кассу, для отмены необходимо обратиться в отделение с паспортом и подтверждением платежа: чеком или квитанцией.
Отозвать перевод, который уже выполнен, невозможно своими силами. Здесь есть два сценария:
В приложении нет кнопки для отмены уже исполненных платежей. Но в любом случае необходимо сообщить банку, он проведёт проверку операции, выяснит причину отмены и примет решение.
Необходимо как можно скорее сообщить банку, предоставить чек, где будут видны сумма, дата, время операции. Банк сообщит получателю об ошибочном зачислении денег и попросит вернуть их. Клиент со своей стороны может отправить ещё один платёж на 1 руб. или другую минимальную сумму, а в комментариях указать, что деньги поступили по ошибке. При отказе получателя единственный вариант – обращение в суд.
Не пытайтесь узнать у банка личные данные получателя – это банковская тайна, поэтому сотрудники не сообщат ФИО, адрес регистрации и другие сведения. Клиенту придётся самостоятельно договариваться с получателем и пытаться решить вопрос в досудебном порядке. Без его согласия забрать деньги со счёта не может ни Сбербанк, ни другой банк, если он обслуживает карту или счёт.
Так как отменить перевод в Сбербанк Онлайн можно только до того, как платёж будет исполнен, в такой ситуации можно воспользоваться помощью вашего мобильного оператора. У некоторых есть функция возврата платежей через приложение, техподдержку и салоны связи. Но важно понимать, на каком этапе находится операция:
Если пополнили счёт постороннего человека, можно направить ему SMS и попросить о возврате средств.
Узнать всю информацию о получателе средств при ошибочном платеже невозможно – банки не имеют права разглашать её. Но можно узнать, какой банк обслуживает человека, по номеру карты – первым четырём цифрам:
В информации о переводе можно узнать только имя, отчество и первую букву фамилии получателя (отчество – не всегда). У крупных банков большое разнообразие номеров для дебетовых, кредитных, корпоративных, социальных и других карт, поэтому списки могут быть намного больше. Легче воспользоваться специальными калькуляторами, например, сервисом, куда вводят полный номер карты, а система показывает обслуживающий банк, платёжную систему.
Чарджбэк – оспаривание операций, с которыми не согласен клиент. Он распространяется на все переводы с карты и позволяет требовать возврата денег в таких ситуациях:
Оспаривание возможно, только если платили картой, а с продавцом услуги или товара напрямую договориться не удалось. Если другим способом деньги вернуть не получается, можно обратиться в свой банк, который привлечёт к решению проблемы банк получателя платежа и платёжную систему.
В заявлении нужно указать:
К заявке прикрепляют подтверждающие документы: чеки, квитанции, скриншоты переписки с продавцом и др.
Если отправили деньги, но до получателя они не дошли:
Помните о сроках зачисления. Деньги могут поступить получателю не сразу, максимально через 5 дней.
Сроки возврата – до 30 дней, но деньги могут прийти быстрее. Оспаривание операций лучше выполнять сразу, поскольку максимальный срок давности – 1 год.
При перечислении денег и оплате важно:
Если отправили деньги, но они не пришли на счёт или карту получателя, подавайте заявление на розыск. Это можно сделать в любом офисе или на горячей линии по короткому номеру 900. В случае успешного исполнения клиент получает подтверждающий документ, с которым получатель обращается в свой банк.