Мошенничество с платежными картами: каких схем стоит опасаться

12 мая 2025 08:40
71
Татьяна Демченко

Банковские карты есть практически у всех. Это удобный платёжный инструмент, но он должен быть надёжно защищён. Мошенники постоянно придумывают новые способы хищения денежных средств с карт. Рассмотрим основные виды мошенничества с использованием банковских карт, какие махинации используют преступники. Расскажем о новых схемах, как не стать жертвой, какие меры предпринять, чтобы не потерять деньги.

Содержание статьи

Основные схемы мошенничества с картами

По данным Банка России, в 2024 году количество мошеннических операций с использованием платёжных карт составило более 821 тысячи случаев. Сумма хищений превысила 8 миллиардов рублей. При этом основная доля похищена у клиентов банков — физических лиц. Разберёмся в основных схемах хищения денежных средств, которые используют мошенники.

Мошенничество с использованием электронных средств платежа — преступление. Среди видов наказания: штраф до 120 тысяч рублей, лишение свободы на срок до 3 лет. Если деяние совершено группой лиц, то штраф до 300 тысяч рублей, а лишение свободы на срок до 5 лет (статья 159.3 УК РФ).

Использование украденных или утерянных карт

Карта, которая украдена или утеряна, без ПИН-кода может использоваться для интернет-покупок или оплаты товаров в магазинах. Обычно товары или услуги на сумму до одной тысячи рублей оплачиваются без введения кода. Но снять наличные практически невозможно. Да и дорогостоящие покупки осуществляются только после ввода кода.

Когда на карте написан ПИН-код или вместе с картой лежит листок, где записан PIN, всё сложнее. Преступники легко снимут с неё все деньги, а если это кредитная карта, то и получат кредит. Кроме того, преступники могут использовать платёжное средство при покупке запрещённых товаров или для финансирования действий террористов. Потом будет сложно доказать, что эти платежи совершил не владелец карты.

Не пишите ПИН-код на карте. Установите защиту от интернет-покупок через мобильное приложение. Немедленно после обнаружения пропажи заблокируйте карту и сообщите о происшествии в банк.

Скимминг

Скимминг — кража данных с банковской карты с помощью специальных устройств, закрепляемых на банкомате. Это могут быть внешние ридеры, устанавливаемые в банкоматы, накладная клавиатура, видеокамера рядом. Процент случаев скимминга в России за последние годы сведён практически к нулю, но за границей такое мошенничество продолжает оставаться актуальным.

Реклама
Реклама
Премиальная карта от Газпромбанка
Выгода от 500 000 рублей в год. Лимит кешбэка до 40 000 ₽ в месяц
Подробнее

Перед тем как вставлять пластик в банкомат, осмотрите устройство. На нём не должно быть накладок, лишних предметов, нестандартной клавиатуры. Картоприёмник должен быть надёжно закреплён. При вводе кода прикрывайте клавиатуру рукой.

Подделка пластиковых карт

В конце 2024 года в России была зафиксирована схема по созданию виртуальных копий банковских карт с использованием шпионского программного обеспечения. Чтобы украсть данные, мошенники звонят владельцам карт, представляясь, например, сотрудниками сотовых компаний. Предлагают установить мобильные приложения, чтобы продлить договор обслуживания, получить медицинские услуги и др. Как только установлена программа, внешне напоминающая официальное приложение, мошенники получают доступ к смартфону. Далее клиента просят поднести пластиковую карту к телефону или сфотографировать её и ввести ПИН‑код. В этот момент программа перехватывает данные карты, привязывает их к устройству мошенника. Создаётся цифровая копия карты. С её помощью можно снимать деньги, осуществлять платежи, поскольку это полная копия первичной карты.

Не устанавливайте на телефон никаких приложений по просьбе звонящих лиц, кем бы они ни представлялись. Не сообщайте ПИН‑код и другие данные карты. Не осуществляйте никаких действий по просьбе звонящих. Отключите вызов и перезвоните в службу, от которой якобы поступил звонок.

Фишинг

Фишинг — один из вариантов интернет-мошенничества, основная задача которого заключается в получении данных пользователя: номера карты, CVV, ПИН-кода. Мошенники рассылают СМС с приглашением на бесплатные процедуры, получение пособий, вознаграждений со ссылками на фишинговый сайт-двойник. Там появляется электронная форма, куда требуется ввести реквизиты карты, которые будут украдены злоумышленниками.

В этой схеме используются и сервисы объявлений. Например, вы разместили объявление на Avito. Вам звонит потенциальный покупатель, готовый перевести предоплату. Он запрашивает номер вашей карты для перевода и CVV-код или просит назвать цифры, которые поступят вам в сообщении. В СМС, например, поступает код на доступ к вашему мобильному банку или порталу госуслуг.

Реклама
Реклама
Премиальная карта от Газпромбанка
Выгода от 500 000 рублей в год. Лимит кешбэка до 40 000 ₽ в месяц
Подробнее

Внимательно читайте СМС, обращайте внимание, от кого поступило сообщение и что за код в нём. Никому не называйте коды, полученные в СМС. Не переходите по незнакомым ссылкам. Не скачивайте файлы, присланные незнакомыми людьми. Перед тем как заполнять платёжную форму на сайте, убедитесь, что портал — официальный: в текстах нет ошибок, отсутствует кричащая реклама «Скорее, быстрее, осталось 2 часа», цена на товары находится в среднем диапазоне, а не меньше обычной в 10 раз.

Социальная инженерия

Социальные инженеры — люди, которые умеют манипулировать. Обычно мошенники не взламывают мобильный банк своих жертв, так как люди сами называют им реквизиты карты, CVV, пароли, коды из СМС.

Одна из самых распространённых мошеннических схем: звонит телефон, абонент представляется сотрудником службы безопасности банка, сотового оператора, налоговой службы, полиции, пенсионного фонда или других организаций. Предварительно злоумышленники получают информацию о будущей жертве с помощью украденных баз данных. В телефонном разговоре они называют имя, отчество, фамилию собеседника, адрес, другую информацию, которая должна вызвать доверие и подтвердить, что звонят действительно сотрудники государственных или коммерческих компаний.

Первая задача мошенников — вызвать страх или заинтересованность. Человек, который испугался или понял важность проблемы, практически готов к сотрудничеству. С ним разговаривают напористо, не давая времени на осознание происходящего. И он, поддавшись панике, выполняет все инструкции злоумышленника: перечисляет деньги на безопасный счёт, называет код из СМС, идёт в банк, оформляет кредит, передаёт деньги мошенникам, продаёт квартиру и т. д.

Не идите на контакт, когда звонят якобы официальные лица. Положите трубку и сами перезвоните в ту службу, откуда поступил звонок. Официальные номера телефонов указаны в мобильных приложениях или на сайтах соответствующих структур и ведомств. Мошенник может перезванивать, настаивать на продолжении разговора. Не общайтесь с ним. Сами перезвоните в банк, полицию или другую организацию, уточните, звонили они вам или нет.

Мошеннические атаки

Вариантов мошенничества много. Один из новых примеров: на карточный счёт поступает перевод от неизвестного отправителя. Может быть, перевод ошибочный, но, скорее всего, это начало мошеннической схемы. После поступления денег на связь выходит мошенник. Далее есть два варианта. Мошенник представляется:

Реклама
Реклама
Дебетовая карта с кешбеком от Газпромбанка
Бесплатный выпуск и обслуживание карты. Кешбэк на ежедневные траты
Подробнее

Могут звонить, писать в мессенджеры, пытаясь склонить собеседника к возврату средств. В дело идут угрозы, что на вас подадут в суд, могут слёзно просить вернуть деньги, поскольку они последние и не на что дальше жить. Вариаций много. Цель — заставить перевести деньги, которые по факту не отправлялись либо перевод получен, и они хотят получить личные данные. Мошенники просят при возврате указать данные вашей карты, предлагают отправить деньги через какой-либо сервис либо перейти по ссылке, чтобы отменить ошибочный перевод.

Не поддавайтесь панике. Проверьте счёт, убедитесь, что деньги зачислены. Не тратьте эту сумму, поскольку необоснованно полученный доход нужно вернуть (статья 1102 ГК РФ). Самостоятельно не переводите деньги обратно, немедленно свяжитесь с банком и сообщите о неожиданном переводе. Банк сам оформит возврат. Сообщите тому, кто вам звонит, что заявка на возврат подана в банк, все вопросы пусть задают его сотрудникам. Далее беседу не ведите.

Финансовые пирамиды

Признаки финансовой пирамиды: вам предлагают вложить деньги под очень высокие проценты, обещают гарантированный доход, просят привести друга, переводить деньги на карту или по номеру телефона. Доход здесь возможен только за счёт новых участников. Верхушка заработает, все остальные — нет.

Не переходите ни по каким ссылкам. Не верьте в то, что, вложив 1 тысячу рублей, вы получите 20 тысяч.

Способы, которые используют мошенники

Мошенники постоянно совершенствуются, разрабатывая новые варианты обмана. Например, так обманывают владельцев зарплатных карт: идёт рассылка банковских уведомлений с сообщением, что с карты будут осуществляться вычеты в пользу СВО. К сообщению прикрепляется ссылка, по которой можно перейти для отказа от переводов. При переходе мошенники получают доступ к данным карты.

Фишинг по почте и поддельные сайты

В процессе реализации мошеннических схем рассылаются письма, предлагающие перейти по ссылке и получить скидку, товары или услуги по персональной цене. При переходе на поддельный сайт появится анкета или форма, куда попросят ввести личную информацию, логины, пароли, финансовые данные. Начав взаимодействие, вы можете потерять деньги.

Реклама
Реклама
Дебетовая карта с кешбеком от Газпромбанка
Бесплатный выпуск и обслуживание карты. Кешбэк на ежедневные траты
Подробнее

Использование банкоматов

Мошенники могут устанавливать на банкоматы посторонние устройства для считывания информации с вашей банковской карты. Выбирайте банкоматы, которые не вызывают подозрений, установленные в людных местах, например, в торговых центрах.

Защита от мошенничества: общие правила

Общие правила защиты от мошенничества:

Расскажите родным, друзьям, близким, что если им звонят и предлагают помочь полиции, спецслужбам, спасти деньги, сделать перевод, что-то купить, пусть они сами перезвонят. Сами действуйте аналогично.

Безопасное использование карт

Никому не сообщайте CVV-, PIN-коды вашей карты. Не записывайте ПИН-код на карту, не храните его рядом с ней. Не позволяйте никому делать фото, копии вашей карты, особенно с двух сторон.

В соответствии с требованиями № 161‑ФЗ (статья 9 часть 12), в течение 30 дней банк вернёт деньги, если о краже карты или её использовании без согласия владельца было сообщено не позднее дня, следующего за днём, когда поступило сообщение о проведении финансовой операции. При этом владелец карты соблюдал правила безопасности и не сотрудничал с мошенниками.

Что делать, если вы стали жертвой мошенников

Если с карты списались деньги, не позднее следующего дня после финансовой операции:

Реклама
Реклама
Дебетовая карта с кешбеком от Газпромбанка
Бесплатный выпуск и обслуживание карты. Кешбэк на ежедневные траты
Подробнее
  1. Заблокируйте карту в мобильном приложении или через сотрудника банка.
  2. Позвоните в банк или обратитесь в чат, расскажите, что произошло.
  3. Сообщите в банк о краже и оформите возврат денег.
  4. Напишите заявление в полицию.

После получения заявления банк проведёт расследование с участием платёжной системы, через которую прошёл перевод. Срок расследования — до 30 дней, если мошенники действовали на территории РФ, и до 60 дней при международных операциях. Итоги расследования будут сообщены заявителю. Если факты подтвердятся, правила пользования картой не были нарушены, деньги вернутся.

Популярные вопросы

Как не стать жертвой мошенничества?

Будьте бдительны. Не торопитесь. Перед тем как действовать, обдумайте ситуацию. Запустите поисковик, поищите аналогичные случаи в интернете. Помните, что время играет вам на руку. Мошенникам нужно, чтобы вы действовали быстро, необдуманно.

Какую роль играют банки и финансовые учреждения в предотвращении мошенничества?

Банк несёт ответственность за обеспечение безопасности финансовых операций и защиты счетов клиентов от мошенников. Регулярно обновляет системы безопасности, мониторит операции, блокирует подозрительные действия, предотвращает утечку данных, обучает сотрудников, информирует клиентов о рисках.

Какая статья в законодательстве регулирует махинации с картами?

Ответственность за хищение денег с банковского счёта и в отношении электронных денежных средств устанавливается пунктом 3 (часть г) статьи 158 УК РФстатьёй 159.3 УК РФ — мошенничество с использованием электронных средств платежа.

Теги: Банковские карты Дебетовые карты