После ужесточения ЦБ РФ требований к банкам по предотвращению финансовых преступлений количество блокировок счетов выросло. Одна из частых причин – выявление сомнительных операций по 115-ФЗ. Но есть и другие факторы, которые могут привести к заморозке денег на карте. Расскажем, почему банк может ограничить доступ и можно ли разблокировать карту Сбербанка после блокировки по телефону и онлайн.
Основная единица для денежных операций в банке – счёт. Его открывают для дебетовых и кредитных карт, обслуживания бизнеса, ипотеки, автокредита и др. Номер счёта остаётся неизменным на весь срок, пока клиент его не закроет – он указан в договоре на обслуживание, его можно использовать для переводов.
Карта – кошелёк для счёта, который ещё называют карточным. Карта и счёт взаимосвязаны и имеют общий баланс, при этом номер карты и другие её реквизиты меняются при перевыпуске. Для одного счёта можно выпустить несколько карт, причём на имя разных людей – они будут пользоваться деньгами совместно. Также возможен выпуск нескольких карт на имя одного клиента, но, например, на базе разных платёжных систем или в разной валюте.
Блокировка самой карты – распространённое явление. Например, если клиент потерял её или у него украли телефон, через который мошенники могут получить доступ к деньгам с помощью мобильного приложения, он может сам заморозить средства. Банки блокируют карту, если видят нетипичные операции, по запросу судебных приставов и в других ситуациях.
Со счетами сложнее. Сам клиент заблокировать его не может – имеет право только закрыть, подав заявление и рассчитавшись с долгами, если они есть. Банки тоже не имеют права полностью блокировать счёт, но могут ограничить его использование, например, заблокировать конкретный перевод или определённую сумму, равную размеру задолженности. Это не полная блокировка, но доставляет владельцу денег неудобства.
Сберкарту – и дебетовую, и кредитную – можно заблокировать самостоятельно, также это может сделать банк по своей инициативе. Основных причин блокировки со стороны банка всего две: сомнительные операции и наличие долгов. Сам клиент может заблокировать банковскую карту в любое время и по какой угодно причине.
Когда используют самостоятельную блокировку:
Заблокировать карту самостоятельно можно онлайн через личный кабинет, в приложении, на горячей линии банка (нужно знать кодовое слово) или в любом офисе Сбера.
Заблокированной карточкой полноценно пользоваться не получится:
Разморозить карту самостоятельно можно только в том случае, если она заблокирована самим клиентом. Для этого даже не нужно идти в отделение – достаточно нажать кнопку «Разблокировать» в приложении рядом с нужной картой или обратиться на горячую линию.
Банки блокируют карты клиентам из-за сомнительных операций согласно антиотмывочному закону 115-ФЗ. Его основная задача – противодействовать отмыванию нелегальных доходов и финансированию терроризма. Закон обязывает все коммерческие банки использовать инструменты внутреннего контроля и проверять денежные операции клиентов, в том числе бизнеса.
Карту могут заблокировать, если операция с её использованием кажется банку сомнительной:
Необязательно нарушать закон, чтобы попасть под подозрение банка и последующую блокировку карты. Причиной заморозки могут стать неправильно оформленные документы, ошибки в платёжках, нестандартные операции, например, крупный перевод. Кстати, не всегда при подозрительных операциях сразу замораживают все счета. Банк может:
В июле 2024 года Центробанк расширил список критериев, с которыми должны сверяться банки.
Банк может заблокировать деньги на карте, если поступит запрос от судебных приставов. Для этого должно быть заведено исполнительное производство и оформлен соответствующий документ. Это происходит, если у человека есть долги по кредитам, налогам, штрафам, коммунальным услугам и другим обязательствам.
В первую очередь взыскание обращают на деньги должника, в том числе лежащие на банковских счетах. Это логично, ведь продать имущество сложнее и дольше – намного быстрее погасить долг реальными деньгами из зарплаты или других поступлений. Деньги могут изъять даже без постановления, если в банк напрямую обращается взыскатель, минуя ФССП.
По запросу приставов возможны разные действия со счётом должника:
Разблокировка карты возможна только после погашения задолженности.
Основные способы разблокировки карты Сбербанка:
Отменить блокировку владелец карты может самостоятельно только в одном случае – он сам её заблокировал.
Как быстро разблокируют карту Сбербанка после блокировки банком или самостоятельной заморозки:
Разблокировка возможна не всегда. Например, если карта скомпрометирована, заморожена из-за подозрения на мошеннические действия, использование третьими лицами, её придётся перевыпустить.
Советы по недопущению заморозки денег:
Технически банк может заблокировать любую карту – Мир или иностранной платёжной системы, детскую и взрослую, дебетовую и с кредитным лимитом. Заморозка может случиться в любой момент, как только держатель решит активировать её и, например, снять деньги, перевести или расплатиться за покупку. Но чаще всего ситуация решается в течение 1–3 дней, а иногда и раньше.
Кодовое слово запрашивают операторы на горячей линии, чтобы идентифицировать клиента и проверить, действительно ли карта принадлежит ему. Если обращаетесь лично в офис, идентификацию проведут по паспорту.
Банк может отказать клиенту в разблокировке, если карта была украдена, утеряна, её не вернул банкомат или она скомпрометирована, например, третьим лицам стал известен ПИН-код. Перевыпуск по инициативе клиента обойдётся в сумму от 30 до 500 руб. в зависимости от типа карты. Если она именная, изготовление займёт до 10 дней, но пользоваться реквизитами можно раньше для безналичных операций и переводов через приложение.
Самостоятельно разблокировать доступ к деньгам на карте можно, только если владелец сам её заблокировал. Процедуру можно провести онлайн в приложении банка.
Это возможно, если обратиться в службу поддержки Сбербанка по телефону или самостоятельно снять ограничения через приложение.
Деньги поступают не на карту, а на счёт, к которому она выпущена. Поэтому, если даже самой карты нет, пользоваться денежными средствами можно – принимать поступления, снимать наличными в кассе. Это касается любых типов зачисления, в том числе пенсии, зарплаты, социальных пособий, переводов от частных лиц и др.