К списку новостей

По секрету всему свету. Налоговая требует выдать сведения об абонентах сотовой связи

Анастасия Русских
23 января 2020 17:20
2379
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Налоговики хотят знать не только куда народ тратит деньги, но и с кем общается. С этим вопросом они пришли к сотовым операторам. Однако «Мегафон», «Билайн» и МТС отказались сотрудничать. С этого момента началась долгая история с штрафами и судебными разбирательствами. На кону информация об абонентах и соблюдение норм Конституции РФ. 

Создаётся судебный прецедент

Госорганы регулярно пытаются получить у операторов сотовой связи данные об абонентах, но терпят неудачу.

В 2013−2014 годах Центробанк запрашивал сведения о детализации разговоров и идентификационных номерах устройств, с которых совершались звонки, по абонентам «Мегафон» и МТС. Операторы отказались раскрывать сведения. Суд принял сторону сотовых операторов, пояснив, что запрашиваемые сведения составляют тайну телефонных переговоров, которая охраняется ст. 23 Конституции РФ и законом «О связи». Чтобы получить эти сведения, надо иметь постановление суда.

Наступил 2018 год. К сотовым операторам опять пришли ходоки за детализацией. На этот раз от налоговой службы. «Мегафон», «Билайн» и МТС вновь отказали, за что и получили штраф. Операторы пошли в суд, чтобы оспорить решение ФНС.

Однако Арбитражный суд Москвы принял сторону налоговой. Все три оператора, каждый по своему отдельному делу, получили отказы.

Позиции сторон

Как сообщает «Коммерсант», «Вымпелком» (ТМ «Билайн») ссылается на позицию Конституционного и Верховного суда о тайне телефонных переговоров. То есть, придерживается описанной выше логики. Детализация звонков относится к тайне телефонных переговоров, а значит, защищена конституцией и законом «О связи». МТС и «Мегафон» придерживаются такой же позиции. На стороне операторов Роскомнадзор и Минкомсвязи.

ФНС же считает, что никакой тайны в детализации нет, поскольку это обезличенные данные. Запрашиваемые сведения им нужны, чтобы проверить правильность начисления налогов. Как это связано между собой, в налоговой службе не уточняют. Можем предположить, что по детализации можно отследить круг общения человека и на основании этого сделать выводы о рабочих контактах. Так вычисляются цепочки взаимосвязанных фирм и раскрываются «обнальные» схемы.

Мотивы суда пока не известны. По словам операторов, после того, как будет получено обоснование, они продолжат оспаривать штраф от ФНС и решение Арбитражного суда.

Независимые эксперты расходятся во мнении. Одни на стороне операторов и считают, что нельзя разглашать данные абонентов, если на это нет судебного решения. В противном случае будет нарушен закон. Другие же юристы считают, что требование налоговой обосновано. Раскрытия тайны в данном случае нет, поскольку ФНС полученные сведения не разгласит. У них тоже есть предписания к хранению данных. К тому же, налоговая и так имеет доступ ко многим сведениям. Например, информации по банковским счетам.

Абонентская база сотовых операторов — информационный клад. По закону каждый номер должен быть верифицирован, то есть содержать полные сведения об абоненте. Получается, что кто имеет доступ к операторским данным, будет знать о человеке всё: паспортные данные, прописку, взаимодействия с другими людьми, состояние счёта, активности в интернете и разговорах.

Операторам приходится постоянно держать оборону. У них утекают данные в сеть из-за уязвимости систем и халатности сотрудников, госорганы через суд пытаются получить данные, а банки предлагают создать единую базу абонентов, чтобы проверять заёмщиков. Пока успеха добились только мошенники, крадущие базы данных.

Теги: Билайн Мегафон МТС Арбитражный суд Суд Судебные разбирательства Законопроекты Налоги Нарушение закона Штрафы

Статьи и новости по теме: