Государство хочет собирать больше налогов, а люди желают остаться при своих кровных. Поэтому народ ищет способы уклониться, а государство — найти уклонистов и наказать. Как итог — конфликт. Можно ли этого избежать и построить систему, при которой люди сами понесут деньги государству, даже в большем объёме, чем положено? Оказывается — можно. Опыт других стран это доказывает.
Японская экономика — предмет зависти для других стран, но и у неё есть свои проблемы. Основные деньги страны сосредоточены в нескольких крупных городах. На них приходится три четверти рабочих мест и это число растёт, поскольку молодые люди из внутренних регионов уезжают в большие города, а в деревнях остаются старые и немощные. Получается, что экономика этих местностей находится в дефиците, и бюджету приходится перераспределять средства (из 80 трлн бюджета, 20 — уходят на поддержку небогатых регионов).
Чтобы бороться с этой проблемой, в 2008 году была создана система furusato nozei, то есть поддержка родных городов. При этом нет обязанности поддерживать именно свой город или посёлок. Вообще не обязательно быть выходцем оттуда.
Суть системы в том, что людям позволено делать добровольные пожертвования к налогам и отправлять на поддержку какого-то конкретного региона. В ответ налогоплательщик получает что-то приятное из числа продукции, которую этот регион производит: крафтовое пиво, говядину, сыры, овощи и даже меч ручной работы от мастера-фехтовальщика. Понятно, что вознаграждение отправляется пропорционально перечисленной сумме.
Рекорд в 38 млн долларов США показал один из сельскохозяйственных районов, который славится говядиной и сладким перцем.
Были и проблемы. Среди регионов разгорелась борьба за налогоплательщиков. Как и в любой рыночной экономике, люди голосовали рублём. Регионы стали рекламировать свою продукцию, предлагать всё лучшие условия сотрудничество. Дошло до того, то один из регионов отправлял рояль ручной работы в обмен на взносы. В итоге государство ввело ограничение по сумме подарков.
Кетрин Экель, экономист техасского университета, занимается экспериментами, которые показывают, что люди могут платить налоги добровольно, если их правильно мотивировать.
Многие экономические эксперименты показывают, что люди — альтруисты, и могут давать деньги на благие цели. Если же им показать конкретную цель и конкретную организацию, которая получит средства, то альтруизм и сборы возрастают. На ум приходят сборы с помощью СМС на лечение больных детей.
Возникает вопрос: а с взносами в бюджет такое пройдёт? Ведь мотивы сдавать деньги на благотворительность могут быть разные, не только альтруизм: давление общественности, поднятие самооценки, налоговые льготы и прочее. При уплате налогов подобных мотивов может не быть. К тому же, стоит вопрос доверия государству. Люди должны видеть, куда уходят их средства.
Кетрин Экель провела эксперимент, предложив испытуемым платить в государственную казну добровольные взносы на конкретные цели. Например, в помощь людям, пострадавшим от стихийных бедствий. Результаты показали, что люди действительно готовы платить больше, чем положено.
В итоге она задаётся вопросами:
Впрочем, эти теории подверглись критике. Опросы показали, что большинство платят налоги только из-за страха перед наказанием. Ещё одна причина, по которой люди платят, — социальное давление (все платят, и я должен). Правда, это может сработать и в обратном направлении (все не платят, и я тоже). В отношении налогов кнут оказался эффективнее пряника.
В итоге вопрос с собираемостью налогов не решён. Налоговый разрыв в США (разница между ожидаемыми и реально полученными сборами) 15−20% − 477 млрд долларов США.
Российская налоговая служба отчиталась, что налоговый разрыв по НДС в нашей стране — 0,6%, самый низкий в мире (однако здесь не учтены данные по всем прочим налогам). О том, как новое руководство ФНС планирует собирать налоги, мы писали в отдельном материале.
А сейчас предлагаем перенести все эти теории на нашу российскую почву. Стали бы мы платить больше налогов, если бы нам рассказали, на какие цели эти деньги будут пущены, а в ответ предложили бонусы?