Люди страдают от мошенников, банки страдают от мошенников, Центробанк пытается всем помочь. За прошлый год жертвы обмана получили в качестве возмещения от банков 935 млн рублей. Однако это всего 15% потерянных денег. Так говорится в докладе ФинЦЕРТа. Почему так мало? Банки не виноваты в кражах — виноваты сами клиенты, которые добровольно отдают средства.
ЦБ ввёл новую отчётность по операциям, которые были проведены без согласия клиента. Результаты никого не порадовали. Общая сумма операций — 6,42 млрд рублей, это 576,5 тыс. операций. Большинство действий было сделано по счетам физлиц. Средняя сумма — 10 000 рублей. Для сравнения: в 2018 году несанкционированных операций было всего 1,38 млрд.
Отчёт показал, что мошенники действуют через банкоматы, интернет и личный кабинет.
Большая доля краж со счетов приходится на социальную инженерию, то есть мошенник обманным путём выясняет информацию, а потом проводит операцию. Например, звонит под видом банка, говорит, что надо подтвердить последнюю операцию и для этого просит код с оборотной стороны карты. Наивный человек верит и сообщает всё, что не надо.
Технически он сам передал мошеннику информацию. Банк не виноват, поэтому деньги не возвращает. Так прописано в договоре банковского обслуживания. Центробанк, видя статистику по возвратам средств, планирует изменить порядок выплат жертвам мошенников.
Есть и положительная сторона — количество доверчивых граждан падает. В 2019 году жертв социальной инженерии 69% против 97% в 2018. Возможно, это связано с изменениями в форме отчётности. Либо — россияне стали грамотными.
В 877 случаях кражи совершали сотрудники банков, получив несанкционированный доступ к конфиденциальной информации о счетах. Также есть случаи, когда кражу совершали сотрудники через программное обеспечение банкоматов и терминалов.
Зато сократилось число хакерских атак. Хотя в 2019 году были громкие случаи утечки данных из систем банков.
Итак, суммы, украденные со счетов, огромные. Эти деньги не спешат возвращаться обратно клиентам. В этой ситуации лучше не ждать, пока ЦБ что-нибудь придумает, а помочь себе самостоятельно и перестать рассказывать о данных карты, счёта и паспорта.