К списку новостей

Судить по совести. Минюст поставил точку в спорах о повышении штрафов ГИБДД

Полина Егиазарян
13 марта 2020 13:46
20266
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Эпопея с новым Административным кодексом подходит к концу. Министерство юстиции определилось, что делать с автоштрафами и водителями-нарушителями, и решило не ужесточать наказания. Однако это не конец, а, скорее, точка с запятой: новому КоАП предстоит «пережить» чтения в Госдуме. Чиновники Минюста изменят освидетельствование на опьянение и разрешат водителям обжаловать штрафы онлайн. Общественники тем временем продвигают индивидуальную систему наказаний: «интересную», но больно сложную — авторы включили в концепцию 19 параметров. И как по ним ориентироваться водителю, чтобы разобраться в штрафах, – непонятно.

Штрафы останутся старыми

27 января Минюст предложил новую версию Административного кодекса. «Выберу.ру» писал, что ведомство предлагало проиндексировать штрафы. Например, повысить санкции за превышение скорости на 20−40 км/ч с 500 рублей до 3000, ввести два новых наказания — за опасное вождение и систематические нарушения ПДД. Но денежные наказания останутся прежними. В этом вопросе ведомство ставит точку и свои коррективы больше вносить не будет. Однако документу предстоит пройти несколько ступеней, прежде чем он станет законом. Когда проект утвердит правительство, его передадут в Госдуму. И тогда депутаты могут в трёх чтениях внести свои коррективы.

Минюст отказался от индексации штрафов из-за социального резонанса. Проект раскритиковали общественники, депутаты и премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

Что меняют в Кодексе?

Минюст решил основательно «переписать» Административный кодекс и добавить 1666 составов правонарушений. «Выберу.ру» сообщал, что более 1000 штрафов разрешат оплатить со скидкой на Госуслугах. «Автомобильную» часть кодекса перенесли из прежней 12 главы в 21.

Появится отдельный закон — Процессуальный кодекс об административных правонарушениях (АПК). Чиновники полагают, что документ упростит автомобилистам обжалование несправедливых штрафов. Санкции разрешат оспаривать в электронном виде. Это значит, что не придётся ехать в условную Белгородскую область в поиска местного МРЭО и подавать заявление на месте. Обжаловать санкцию можно будет не только в ГИБДД, но и через суд.

Также Минюст изменил другую процессуальную норму — освидетельствование на опьянение.

Каждому водителю — по баллу

Общероссийский народный фронт вместе с организацией «Синие ведёрки» предложили Минюсту «поделить» водителей по группам риска. «Выберу.ру» ранее писал, что в первую или нулевую группу войдут автомобилисты, которые редко совершают «лёгкие» нарушение. В низкую — водители, которых неоднократно ловили на мелких нарушениях ПДД. В среднюю войдут автолюбители с десятками серьёзных нарушений за год. И в последнюю, высокую, лихачи, пренебрегающие серьёзными правилами ПДД. Это водители, которые ставят под угрозу жизнь пассажиров и других участников движения.

В зависимости от тяжести нарушения будет и наказание. ОНФ считает, что водителя из нулевой группы достаточно предупредить. А злостные нарушители получат самый серьёзный штраф. Накопить информацию о «проделках» водителя помогут дорожные камеры. На заседании рабочей группы общественники представили редакцию Минюсту, Минтрансу и ГИБДД.

Заместитель министра юстиции Денис Новак посчитал концепцию «интересной». Но также добавил, что в существующий кодекс не получится включить инициативу. Концепция ОНФ состоит из 19 параметров: дорожные условия, возраст и стаж водителя, время суток нарушения, загруженность дороги. Новак считает, что водителю будет непросто держать в голове все 19 параметров и думать — какой же штраф он «схватит». Координатор «Синих ведёрок» Пётр Шкуматов парировал заму министра юстиции, что водитель должен просто соблюдать ПДД. Новака также смутило, что разработка «цифрового профиля» автомобилиста, необходимая для риск-группы, нарушает неприкосновенность частной жизни.

Замначальника ГИБДД Владимир Кузин тоже не представляет, как можно внести концепцию в КоАП. Представитель Госавтоинспекции посчитал, что из идеи можно сделать полноценный закон и провести эксперимент в одном регионе. Как в 2018−2019 годах в Москве экспериментировали с проверкой ОСАГО по камерам. Кузин попросил общественников доработать проект.

Предлагаемый механизм видится чрезмерно сложным и громоздким. Даже сложно представить, какие проблемы могут возникнуть в правоприменительной деятельности. Включить эту концепцию в проект нового КоАП нереально. Я бы попросил вас не настаивать на этом, — цитата господина Кузина по “Коммерсанту”

В итоге чиновники положительно оценили предложение ОНФ. Но договориться о применении концепции не смогли и передали документ на суд Минтрансу.

Теги: Судебные разбирательства Законопроекты Нарушение закона Штрафы Госдума РФ Правительство РФ Общество

Статьи и новости по теме: