Обращение Путина — как испорченный телефон. Он витиевато сказал, СМИ описали, как поняли, люди стали передавать из уст в уста. Вечером на кухнях обсуждали тему «Путин ввёл налог на вклады». И сетовали: «Ну совсем уже, где вот сейчас деньги хранить?». Не волнуйтесь. Налога на ВКЛАДЫ нет и не будет. Это налог на ДОХОД с вклада. Впрочем, он и раньше был, просто его никто не замечал.
Дословно Владимир Путин сказал:
Во многих странах мира процентные доходы граждан от вкладов в банках и инвестиций в ценные бумаги облагаются подоходным налогом. У нас такой доход налогом не облагается. Предлагаю для граждан, чей общий объем банковских вкладов или инвестиций в долговые ценные бумаги превышает 1 млн руб., установить налог на процентный доход в размере 13%
Поясняем. Налогом облагается не сам вклад, а доход с него или проще говоря проценты, начисленные на деньги вкладчика.
Посчитаем, как это выглядит в цифрах. Нижняя планка, с которой вводится налог, — 1 млн рублей, вот от неё и будем считать. Средняя доходность по долгосрочным рублёвым вкладам — 5,46%.
Если положить в банк под проценты один миллион рублей, то по итогам года на него начислится: 1 000 000 * 0,0546 = 54 600
С этой суммы и будет взиматься подоходный налог 13%. Считаем: 54600 * 0,13 = 7098
То есть, по итогам года (если проценты начисляются раз в год) банк прибавит к телу вклада не 54 600, а 47 502. Остальное отправит в налоговую службу.
На нововведение можно взглянуть под другим углом. Для вкладчика это будет выглядеть как понижение процентов по вкладам. 5,46 * 0,13 = 0,7. На столько уменьшится ставка. Итого получаем — 4,76.
Во времена правления Петра I казна оказалась в бедственном положении — слишком много денег требовалось на все задумки государя: флот, строительство Санкт-Петербурга, военные действия и прочее. Где взять деньги? Очевидно, что собрать с населения. Просто так не отнимешь, поэтому вводили налоги. Целый чиновничий отдел занимался тем, что придумывал новые подати. Это называлось «чинить государю прибыли».
За сотни лет в глобальном смысле мало что изменилось. Казна требует денег, из внешней торговли они не поступают, значит, население должно помочь. Сейчас бюджет испытывает повышенную нагрузку. Президент пообещал много социальных гарантий, от которых уже нельзя отказаться, доходы от нефти падают, всеобщий карантин из-за коронавируса требует денег от государства на поддержку бизнеса.
Новый налог хоть как-то восполнит пробел, а средства пойдут на помощь пострадавшим от коронавируса: оставшимся без работы, прибыли и шансов восстановить прежнюю жизнь в ближайшее время. Мысль ввести налог на доходность по вкладам не нова. Её уже озвучивал Михаил Мишустин. Президен её только оформил и ввёл нижнюю границу.
По предварительным подсчётам, бюджет получит более 100 миллиардов рублей. Выводы строятся на объёме вкладов свыше 1 млн рублей. По данным АСВ на 2020 год, их доля 55% - 31 трлн рублей. Президент говорит об 1% вкладчиков, имеющих на счетах миллион и более. Окуда такая цифра — пока не ясно. Невооружённым взглядом видно, что она занижена. 1 миллион — не такая большая сумма.
Сейчас налог на вклады и так есть, если его ставка превышает ключевую на 5 п. п. Удалось вложить деньги под 11% годовых? Заплати 35% от превышения. Но таких вкладов сейчас не сыскать, поэтому люди благополучно забыли о налоге.
Доход с инвестиций и без указа президента облагался налогом по ставке 13%. Ситуция точно такая же. НДФЛ удерживается только с дохода. Если инвестор продал акции по той же цене, что и купил или ниже, он ничегоне платит. НДФЛ с дивидендов вносит налоговый агент — компания, которая их выплачивает.
Чтобы провести такие изменени, надо внести коррективы в Налоговый кодекс Российской Федерации. Для этого Госдуме придётся писать закон, рассматривать его, принимать. Но загвоздка не в этом. В самом НК РФ есть поправка, которая предписывает вводить меры, ухудшающие положение налогоплательщика, со следующего налогового периода, то есть, 1 января 2021. Чтобы это изменить, надо переписать НК РФ.
Главный вопрос, который преследует, — чего добьётся государство, вводя эту меру? Не побегут ли вкладчики перепрятывать деньги в другие активы, например, валюту, которая сейчас дорожает. Учитывая тенденцию к снижению ключевой ставки и падению доходности по вкладам, эта банковская опция становится всё менее привлекательной.