Против суровых автоштрафов бастуют и водители, и общественные организации. Но некоторые статьи Административного кодекса иногда жизненно необходимы. Например, за опасное вождение, парковку на газонах или детских площадках, «халявный» проезд по платным дорогам. Иного воздействия, кроме рубля, у власти на водителей нет: не всегда можно положиться на сознательность автомобилистов. Исправлять придётся на законодательном уровне. «Выберу.ру» собрал грядущие поправки, которые предлагают Министерство юстиции и ГИБДД.
Автомобилистам придётся ответить за порчу городской среды. Наконец-то в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП) появится штраф за парковку на газонах, детских и спортивных площадках. В регионах такой статьи не было, запрет на парковку был только в столице. В Москве водители-физлица платят 5 000 рублей за нарушение, а если машина зарегистрирована на юридическое лицо — до 300 000 рублей.
Федеральный штраф для граждан может быть ниже столичного. Собственникам-организациям в регионах придётся заплатить 35 000 рублей.
За мойку машины в неположенном месте придётся выложить до 5 000 рублей. Это также будет считаться ущербом городской среде. Сегодня такую сумму платят водители, которые решили вымыть машину у водоёма. За мытьё машины в черте города пока штрафуют на 100−500 рублей, в столице — до 3 000, в Санкт-Петербурге — до 5 000 рублей.
Бесхозный, забытый или вросший колёсами в землю автомобиль считается автохламом. Сейчас наказания для собственника брошенной машины нет. Водитель может получить предписание убрать автомобиль за свой счёт. Поправки в КоАП заставят владельца забытой машины, который проигнорировал предписание властей, выложить 5 000 рублей. Организации заплатят до 35 000 рублей.
Неисправная сигнализация, которая неоднократно срабатывает и нарушает покой граждан, тоже станет причиной штрафа. В Кодексе есть действующая ответственность за нарушение режима тишины: в эту статью предлагают добавить сирену. Если владелец машины со сломанной охранной системой не исправит ситуацию, его оштрафуют на 1 000−2 000 рублей.
Дорожные камеры «Стрелка» научатся распознавать любителей болтать за рулём по телефону. Сейчас устройства тестируют и «обучают», но, когда технологию отработают, камеры начнут фиксировать нарушения и выписывать штрафы. Действующие санкции за использование гаджета в машине — 1 500 рублей, законопроект поднимет до 5 000.
«Халявный» проезд по платной дороге также накажут. Ответственность грозит нарушителям, которые пересекают пункты оплаты в свободном потоке без остановки. В этом случае водитель не вносит деньги в кассу, сумма проезда списывается с автомобильного транспондера. Если транспондера нет, водителей легковушек накажут на 2 500 рублей, а грузовиков — на 5 000 рублей. Пока что на сознательность автомобилистов влияют только шлагбаумы на пунктах оплаты.
Самый сложный пункт — наказание за опасное вождение. Это понятие, которому непросто дать определение, потому что безопасность движения зависит не только от скоростного режима. Опасное вождение — это совокупность поведенческих факторов водителя.
Ранее «Выберу.ру» писал, что власти предлагали разделить понятие «опасного» и «агрессивного вождения» в зависимости от угрозы для других участников движения. Неадекватных водителей будут наказывать на 5 000 рублей за опасную езду. Агрессивные лихачи отделаются менее серьёзными штрафами.
Поправки в «автомобильную» часть Кодекса об административных правонарушениях предлагает Минюст. Документ уже в мае внесут в Госдуму, если проект примут, часть Кодекса о нарушениях правил дорожного движения значительно изменится.