У денег нет лица. Банк не знает, откуда и за что клиенту пришли выплаты. Из-за этого в законе образовался пробел, который доставлял людям много неудобств. С одной стороны, банки должны исполнять судебные предписания о взыскании долгов под угрозой штрафов. С другой стороны — не всё, что пришло на счёт, можно списывать. Социальные выплаты защищены от взысканий. Банк не различает выплаты, списывает их, а человек, оставшись без денег, мечется между приставами, соцстрахом и судом, пытаясь доказать неправомерное списание. С 1 июня такой проблемы не будет — выплаты приобретут маркировку. Однако банки опять заговорили о проблеме. Неправомерные списания продолжатся. На этот раз пострадают алименты.
С 1 июня вступают в силу поправки к закону «Об исполнительном производстве», которые призваны решить проблему неправомерного списания выплат, защищённых от взыскания.
В расчётных документах появится новый реквизит — маркировка дохода граждан. Так банк будет видеть, за что поступили средства, и не спишет лишнего. Социальные пособия, пенсия по потере кормильца, материнский капитал и многие другие выплаты от государства останутся нетронутыми. Если же банк всё-таки их спишет по требованию приставов, то к нему применят штрафные санкции.
С государственными перечислениями проблема решена, но есть выплата от частного лица частному лицу, которая тоже находится под охраной государства. Это добровольные алименты. Вот за них и беспокоятся банки. Алименты не маркируются, банк их не сможет идентифицировать, поэтому спишет. Что потом? Клиенту придётся доказывать необоснованность списания, а банк получит штраф?
Решение, которое лежит на поверхности, — физлица тоже должны ставить маркировку на выплаты. В таком случае банк должен проводить работу с клиентами, доносить информацию о необходимости маркировки. В противном случае они будут по-прежнему перечислять алименты по номеру телефона и максимум что сделают — напишут сообщению получателю. Но банк его не обязан отслеживать и принимать во внимание.
ВТБ говорит о том, что доработал свои сервисы так, чтобы клиент мог указать код дохода и таким образом маркировать его.
РБК цитирует представителя банка:
Появится новое поле «тип перевода», которое будет иметь фиксированный выпадающий список трёх вариантов источников. Ответственность за указание и корректность кода вида дохода несёт плательщик. При отсутствии информации о коде такие денежные средства не будут иметь иммунитет перед арестом или взысканием
Таким образом банк переложил отвественность на клиента. Но Минюст не поясняет, кто на самом деле поплатится за неправомерное списание алиментов.
У проблемы есть и другая сторона. Если появится маркировка перечислений физических лиц, то код, защищающий средства от списаний, люди могут использовать на любые деньги. Получится, что одно физлицо другому перечислило средства, указав, что это добровольные алименты, но на деле это был возврат займа.
В таком случае банк должен продумать, как проверять основания перевода. Напрашивается вывод — запрашивать документы. Но в таком случае перечисление алиментов обрастёт бюрократическими процедурами, и их станут платить ещё хуже.