Как-то довелось работать в одной очень крупной компании в период кризиса. Первым делом, чтобы сэкономить, руководство начало считать бумагу и выдавать листы только на распечатку значимых документов. В масштабах государства такая схема тоже работает. Минкомсвязи предлагает отменить бумажные уведомления от госорганов, переведя их в электронный формат. Государство сэкономит 22 млрд рублей, люди избавятся от бумаг, но начнутся другие сложности: не все получат свои уведомления, зато получат нежданные штрафы.
Законопроект переводит отношения между госорганами и гражданми в современный цифровой формат. Минкомсвязи предлагает рассылать уведомления в электронном виде по умолчанию. Если требуется обычное письмо, то придётся писать заявление о смене формата уведомлений. Сейчас всё происходит наоборот.
Законотворцы считают, что так будет удобнее. Часто возникают случаи, когда человек не получает бумажное уведомление из-за неактуального адреса или пропавшего по неизвестной причине письма. Ситуация может быть крайне неприятной. Например, проходит льготный период оплаты штрафа ГИБДД, появляются пени и штрафы, не выпускают за границу.
Государство же сэкономит. По данным Минкомсвязи, за 2019 год было разослано почти 600 млн уведомлений. Бюджет за это заплатил 22 млрд рублей. Сюда же посчитаны уведомления о штрафах и пенях.
Заметим, что иногда это бывает сумма в несколько копеек или рублей, но уведомление всё равно идёт. Средний тариф для рассылки писем — 50 рублей. Получается, что на оповещение тратится больше денег, чем ожидается поступлений.
В вопросе рассылки штрафов мало взять и переписать закон, распорядившись отменить бумажные письма. Надо переписать ещё и КоАП, поскольку от уведомления зависит возможность и сроки обжалования решения.
Сейчас властям надо привязать срок обжалования к дате получения электронного сообщения. Возможно, понадобится функционал электронной отправки обжалования. Но возникает вопрос: что считать датой получения. Письмо придёт мгновенно после отправки, но это не значит, что человек его сразу откроет. Вероятно, он вообще его не откроет.
Тогда надо к получению приравнивать клик по письму. Но не перестанут ли люди кликать по письмам на Госуслугах, чтобы затянуть время уплаты.
Кроме этого надо предусмотреть оповещение людей об изменениях. Иначе многие будут ждать бумажных писем, не думая о почте на Госуслугах. Показателен пример с налоговыми начислениями, которые перестали приходить Почтой России пользователям личного кабинета налогоплательщика. Тысячи недовольных людей, которые потеряли свои квитанции, не оплатили налоги вовремя, получили штрафы. Что будет с теми, кто не зарегистрирован в системе, тоже не известно.
Одним словом, инициатива современная и не вызывает вопросов. Вопросы в реализации.