Кризис подкосил корпоративные планы по карте рассрочки «Совесть». Компания QiWi, которая владеет проектом, рассчитывала на безубыточность. Но теперь уже раздумывает: не продать ли карту или разделить с партнёром? Гендиректор QiWi Борис Ким рассказал, что будет с «Совестью» и не постигнет ли ей судьба «Рокетбанка».
В марте 2020 года группа компаний QiWi свернула один из своих проектов – «Рокетбанк». Неформально известный как «банк для хипстеров», бренд был знаменит своей флагманской «Рокеткартой». В 2017−2018 годах QiWi выкупила «Рокетбанк» у «Открытия». В августе 2019 года выяснилось, что затраты на финансирование проекта оказались несовместимы с риск-аппетитом QiWi. «Рокет» решили продать, но покупатель не нашёлся. В итоге бренд начал постепенно закрываться, а пользователем предложили перейти в «Тинькофф».
В интервью газете «Ведомости» гендиректор QiWi Борис Ким рассказал, не коснётся ли это другого бренда компании. Карта рассрочки «Совесть» стоит в одном топе с «Халвой» Сокомбанка и «Свободой» «Хоум Кредит», это достаточно популярный продукт. В 2020 году проект должен был выйти на безубыточность, рассказал Ким, но теперь компания готова рассмотреть разные сценарии. Например, продать, найти партнёров или изменить «Совесть».
Обсуждается вариант его модификации, чтобы сделать его ближе к нашему основному платежному бизнесу и к нашему ключевому сегменту клиентов — самозанятых. Также возможен вариант продажи или сотрудничества с банками
Резонный вопрос, который возникает после таких слов, – не случится ли с «Совестью» то же, что с «Рокетбанком»? Пока что проект держится хорошо, его убыточность постепенно сокращается, заметил Ким. Чистая выручка в потребительском финансовом обслуживания в I квартале 2020 года выросла в 2,6 раза — до 566 млн рублей. Об этом свидетельствуют международные стандарты финансовой отчётности. Убыток проекта оказался на 10 млн руб. меньше, чем в I квартале 2019 года: 522 млн рублей против 532 млн рублей.
Интерес к «Рокетбанку» был в том числе со стороны крупнейших банков. Но этот проект был не коробочным решением, и его нужно было бы интегрировать в новую структуру, на что ушло бы 4−6 месяцев. Но так как он приносил нам убыток каждый месяц, мы не могли себе этого позволить, – объяснил Ким
«Рокетбанк» продавали за цену до 1 миллиарда рублей, добавил Ким. А это гораздо больше, чем за него заплатила QiWi. Но гораздо меньше инвестиций в проект. В I квартале 2020 года «Рокетбанк» принёс 660 млн рублей убытков.
Ким объясняет, в чём разница между проектами: дебетовая карта — заведомо убыточный продукт, ему нужна пара — это кредит. Поэтому банки предлагают их вместе, основную ставку делают на кредитный. «Рокетбанк» с его «Рокеткартой» был дебетовым продуктом, а «Совесть» – карта рассрочки, от неё доход меньше, чем от кредитки. Поэтому она стала более выгодной для фондирования из других источников – синергия «Совести» и «Рокетбанка» не получилась.
А в отдельности Рокетбанк оказался убыточен, и шансов его вывести на прибыль не было, — добавил Ким