Правительство представило пакет мер, которые должны «вытянуть» экономику страны из состояния, куда её ввергли коронавирус и апрельские проблемы с нефтью. Помимо адресной помощи, большой упор делается на цифровые меры поддержки. Польза от них есть. Как минимум — избавление от очередей и кипы бумаг, которые нужно получать в одном месте и быстро доставлять в другое, чтобы получить направление в третье.
В целом цифровизация представляет собой переход привычных структур (будь то образование, экономика или налогообложение) на новые модели развития, основанные на информационных технологиях. Такие модели можно эффективно присоединить к самым разным сферам. Цифровизация медицины, например, приводит к появлению на рынке мобильных устройств, которые способны отслеживать состояние человека, передавать данные его лечащему врачу и таким образом обеспечивать контроль. Цифровые трудовые дают новые возможности для их владельцев, и мы подробно об этом писали.
Цифровая трансформация налоговой службы приведёт к тому, что идентификация пользователей станет проще и надёжнее, а работа системы будет прозрачнее. Как заявил Алексей Оверчук, который до поста зампреда правительства был заместителем главы ФНС, перемены неминуемы:
Перемены для налоговых органов неизбежны. В ближайшем будущем мы станем адаптивными цифровыми платформами и перейдем к автоматическому бесконтактному администрированию в рамках единой виртуальной транзакционной среды
Правительство собирается запустить систему «единого окна» для малого и среднего бизнеса. Этот принцип работы позволит значительно сократить время и усилия: межведомственное взаимодействие налажено так, чтобы заявитель получил все нужные ему данные там же, где за ними обратился. Кроме того, будет создана платформа для получения лицензий и разрешений, необходимых бизнес-сообществу.
Другие цифровые находки: единая система в сфере здравоохранения (она будет включать в себя единую цифровую медкарту), образовательная цифровая платформа.
В целом все нововведения ускорят переход общения людей с государством в электронный формат. Но есть и подводные камни.
Эксперт «Ведомостей» оценил план и обратил внимание на то, что IT-решения для отдельных отраслей создаются обособленно: правильным было бы делать универсальные сервисы, а не выделять деньги профильным министерствам, которые видят задачу только со своей точки зрения.
Кроме того, вспоминается недавняя история взаимодействия граждан с электронным ресурсом: желающие подать заявление на выплаты в буквальном смысле обвалили сайт Госуслуг. Проблема дошла до президента.
Есть и другие сложности: не все граждане способны понять все эти сложные материи, которые касаются цифровизации, больших данных, блокчейна. Из-за этого доверия новым системам нет, а некоторые даже ударяются в конспирологию.
Ещё одна сложность касается информационной безопасности. Периодически в новостях всплывают темы: утечка персональных данных из банков, из баз мобильных операторов. Как обычному человеку оценить, насколько тщательно охраняются его данные? Пожалуй, это сложно. Вот и получается так, что граждане с одной стороны радуются веяниям прогресса и удобству, а с другой всё же насторожены.