В марте, после исторического развала сделки ОПЕК+ и рухнувшего курса рубля, многие задались вопросом, в чём лучше хранить сбережения, и купили доллары. Но после марта и апреля был май, который начался довольно неплохо для нефтяных котировок. А в конце весны своё слово сказали протесты в США и тут уже доллар начал падать. Порадуемся за национальную валюту и посмотрим, насколько долго это продлится.
В начале июня курс рубля смог отыграть своё падение до уровней начала марта, когда сделка ОПЕК была в силе: доллар 1 июня стоил ниже 70 рублей (впервые с 6 марта). 2 июня доллар упал до 68,9 рублей, так что психологическая отметка в 70 рублей была решительно преодолена. Посмотрим, что будет дальше.
Некоторые эксперты полагают, что доллар не будет долго колебаться на отметке меньше 70 рублей: они аргументируют своё мнение тем, что импорт восстановится, а интервенции ЦБ снизятся.
Ослабление доллара может быть временным. Юрий Кравченко из ИК «Велес Капитал» полагает, что рынки могут отыгрывать назад. Причин много, и он назвал их:
Опасения новой волны пандемии коронавируса и дальнейших разногласий между Вашингтоном и Пекином. Помимо этого, на инвесторов могут повлиять беспорядки, которые продолжаются в США
Есть и другие предпосылки. Ведущий аналитик FxPro Александр Купцикевич полагает, что к усилению доллара приведут массовые беспорядки в стране. Механика такова: американские компании потянут капиталы, чтобы возвращать к жизни загубленную инфраструктуру. Минфин США тоже будет прилагать усилия: чтобы вытянуть активы развивающихся стран и корпораций, что в итоге нарастит заимствования на долговом рынке. Парадоксально, но факт: во многих странах факт массовых протестов способен привести к оттоку капитала. И всё же, по мнению эксперта, с США такого не случится.
Кстати о ситуации на американских улицах: эксперты не верят в то, что народные волнения хоть как-то значимо влияют на курс валют. По мнению аналитика ГК ФИНАМ Сергея Дроздова, стоит обращать внимание на монетарную политику американской ФРС: она вбрасывает в экономику рекордное количество ликвидности. Почему беспорядки не влияют ни на что? Дроздов напоминает:
Рынки и национальные валюты развитых экономик, как правило, не реагируют на протесты населения, даже если они заходят слишком далеко и сопровождаются погромами и частичным блокированием работы городских предприятий. Ярким примером тому служат длительные протесты «жёлтых жилетов» во Франции, которые не утихали в течение нескольких месяцев
И всё же у всех действий есть последствия. В перспективе вбрасывания ликвидности могут привести к инфляционному всплеску, но это, как говорится, уже другая история. Пока что действия ФРС стали основным фактором, который влияет на американскую валюту.
Специалисты подчёркивают ещё несколько предпосылок для укрепления рубля, но с Россией они связаны очень опосредованно. Так, Дональд Трамп 1 июня решил не рвать с Китаем торговую сделку из-за ситуации в Гонконге (по мнению Трампа, Китай нарушил договорённости). Инвесторы отреагировали на это повышением аппетита к рисковым активам. Увы, рубль особой устойчивостью пока не похвастается: во время весенних кризисных дней он оказался одной из самых волатильных мировых валют.
Ещё одна сильная причина для роста рубля — это нефть. Североморская марка Brent, с которой связана цена на российские марки углеводородов, стала расти в цене: в конце мая баррель стоил уже выше 38 долларов за бочку, чего не было ещё с марта. Нефть обновила максимумы, сделка ОПЕК в силе — чего же боле? Разговор Владимира Путина и Дональда Трампа 1 июня тоже не дал пессимизма: стороны констатировали, что достигнутые договорённости по снижению добычи постепенно восстанавливают спрос на нефть и стабилизируют мировые цены.
Помимо нефтяного фактора и американской внутренней и внешней политики на курс рубля могут повлиять и другие вещи. Гельда Союнов из УК «Промсвязь» полагает, что надо учитывать падение курса доллара на мировых рынках относительно основных валютных пар: здесь на рубль может и дальше влиять публикация статистики в США и РФ.
Аналитики «Эксперта» говорят о сезонном факторе укрепления рубля:
С весны по июнь фондовый рынок России почти всегда показывает рост. Какие бы катаклизмы не происходили, крупные игроки всегда скупают акции перед дивидендными выплатами. Индексы росли даже в 2014 году, когда Россию со всех сторон готовились обложить санкциями за присоединение Крыма, да и вообще перспективы были самые мрачные
По их мнению, до 18 июня негативных движений по рублю ждать не стоит:
Самые крупные позиции в опционах на доллар/рубль были открыты в «путах» в 72-м и 71-м страйке. Вероятнее всего, они были куплены по очень низким ценам, когда котировки были намного выше. Сейчас же эти опционы, как говорят трейдеры, «вошли в деньги» и приносят неплохую прибыль
Зато после 18 июня история может поменяться: с одной стороны, потенциал снижения ставки российским ЦБ будет во многом исчерпан, а дивиденды начнут конвертироваться в валюту и частично выводиться за рубеж. Кроме того, ралли на мировом рынке может смениться коррекцией, а она может быть внушительной.
Говоря о других факторах роста рубля, надо помнить о внутренних особенностях. Например, это ограниченный импорт товаров и услуг. Эксперты говорят: раз люди практически не ездят за рубеж из-за ситуации с вирусом и экономикой, то покупок валюты населением, по сравнению с обычным уровнем, почти не будет. Падение туризма в России может стоить до 30 миллиардов долларов в течение 2020 года, если эта сфера так и не восстановится.
И всё же, несмотря на мнения многих специалистов, что рублю недолго праздновать победу укрепления, есть и оптимистичные точки зрения. Так, главный экономист «ВТБ Капитал» по России и СНГ Александр Исаков говорит, что российская валюта укрепляется с середины марта: по причинам восстановления цен на нефть, ведения последовательной бюджетной политики и высокого доверия внутренних держателей рублёвых активов. Впрочем, ещё весной Антон Белоусов тоже говорил о том, что не стоит драматизировать.
Начальник дилингового центра Металлинвестбанка Сергей Романчук обращает внимание и на то, что рубль реагирует на то, как основные мировые рынки начинают восстановление после эпидемии коронавируса. Так, 26 мая на рост пошёл американский индекс S&P 500: а ведь ещё в марте ситуация в США была очень нервной.
Антон Покатович, экономист «БКС Премьер», тоже отмечает оптимизм на рынке: на его фоне укрепляются валюты многих стран. По мнению Покатовича:
Можно прогнозировать, что в ближайшее время рубль с большей вероятностью продолжит умеренное укрепление. При этом укрепление рублевого курса выше уровней 67–68 руб. за доллар в ближайшее время выглядит маловероятным, а в перспективе ближайших двух-трех месяцев ожидаем возвращения рубля к умеренной девальвации
Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка, полагает, что к концу 2020 года курс доллара остановится на уровне 67 рублей, при этом в третьем квартале может случиться значительное укрепление. И снова речь заходит о США и Трампе:
В зависимости от того, останется ли Дональд Трамп на второй срок или будет новый президент, геополитическая премия за риск может стать более проявленной в курсе рубля