К списку новостей

Кино закончится, фудкорт закроется. Жители мегаполисов лишатся любимого вида досуга

Выберу.ру
04 июня 2020 16:11
1302
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Вспомним торговые центры по выходным в эпоху до коронавируса: дети в развлекательных центрах, везде очереди, на фудкорте едва найдёшь свободное место. Для многих семей субботние походы и вовсе стали любимой традицией. Прекрасные времена. Были. Сейчас людям придётся пересмотреть свои планы на выходные, потому что многие магазины просто закроются. И что тогда делать?

Ретейлеры заявляют, что готовы закрыть часть своих магазинов в торговых центрах не дожидаясь конца 2020 года. Массовые закрытия приведут к тому, что торговые центры будут пустовать и уже не привлекут к себе посетителей. Посетителям неминуемо придётся искать новые варианты для досуга. Но почему же закрываются магазины, если люди продолжают нуждаться в еде, технике, одежде? Как говорит председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов:

Магазины закрываются, в том числе, потому, что какие-то конкуренты успешнее, раз, онлайн наступает, это два. Потому что потребитель уходит в онлайн, туда уходят деньги, и физическому магазину сложнее выживать

Покупатель и пустота

О планах закрыть магазины заявило больше половины сетевых ретейлеров. Прежде всего изменения коснутся сферы fashion. Кроме того, у сетей общепита ситуация тоже не из лёгких: не все сумели перенастроиться на доставку еды.

Многие ритейлеры будут вынуждены закрывать магазины. Несетевые операторы сейчас испытывают наибольшие финансовые трудности, и, вероятно, часть из них полностью уйдёт с рынка

У модных магазинов уже несколько месяцев подряд нулевой товарооборот: спад, по мнению экспертов, неминуем. Вопрос в том, будет ли он резким и значительным, или плавным и менее масштабным. Ситуацию для BFM прокомментировал Константин Апрелев, вице-президент Российской гильдии риелторов:

Даже несмотря на отсутствие потребительского спроса, все равно часть арендаторов сохранят за собой площадь, чтобы посмотреть, что будет происходить со спросом в ближайшие месяцы. Люди соскучились по покупкам и, вполне возможно, вернутся в торговые центры

Реклама
Реклама
Накопительный ВТБ - Счет
Ставка до 16% годовых. Пополнение и снятие без потери процентов
Подробнее

Итак, всё зависит от людей и их желания покупать. Многие за время самоизоляции в совершенстве освоили искусство покупать в интернете вещи: без примерок, зачастую по предоплате и ориентируясь только на картинку. Эта механика сильно отличается от привычной, и её не все освоили так что Апрелев полагает, что многие покупатели вновь вернутся в ТЦ:

Исход арендаторов в объеме 60% и более маловероятен, снижение произойдет, но я думаю, что это будет сокращение не более чем на 30%. Эта цифра относится в среднем к рынку. Есть торговые центры, в которых вакансия будет больше, есть торговые центры, в которых будет гораздо меньше

Но спасёт ли это магазины?

Цены и ценности

Константин Апрелев полагает, что миграция арендаторов зависит от формата магазина: торговый центр у дома или большой ТРЦ где-то у транспортной развязки. Перспектива есть у обоих, но есть нюанс. В стране и раньше наблюдался отток арендаторов.

Среди причин этого есть и состояние российской экономики, и высочайшие арендные ставки. При снижении дохода арендную плату всё равно придётся отдать. Что в итоге может сделать владелец маленького магазинчика на отшибе ТЦ, если и до начала самоизоляции едва сводил концы с концами, а два месяца без работы совсем не упрочили его положение? Кроме того, курс рубля только недавно вернулся к уровням начала марта, но его будущее некоторым экспертам представляется совсем не радужным.

Ситуацию, возможно, поменяет разрешение в одностороннем порядке расторгать договор аренды, но и это не панацея. Хоть люди и привыкли покупать вещи в обычных магазинах, посмотрев что-то и примерив, на уже принятые решения о закрытии ничто не повлияет.

Кому это выгодно?

Дина Григолая, директор по инновациям и развитию бизнеса «Нейротренд», считает, что небольшие магазины пострадают куда больше, чем торговые сети. Она обращает внимание на неочевидные тонкости ситуации:

Реклама
Реклама
Дебетовая карта «Мир» от Газпромбанка
Кэшбэк на самое важное. Категории на каждый день, а также фастфуд
Перейти на сайт

Несмотря на те меры, которые заявлены на уровне государства, вряд ли это становится спасательным кругом для большого числа несетевых ретейлеров, потому что они сталкиваются с несговорчивостью арендодателей и с их неспособностью снижать ставки или давать каникулы и так далее. Потребители все еще не могут совершать большое число покупок

С тем, что пострадают несетевые магазины, согласна и Евгения Сафонова, аналитик департамента исследований Cushman & Wakefield:

Многие ритейлеры будут вынуждены закрывать магазины. Несетевые операторы сейчас испытывают наибольшие финансовые трудности, и, вероятно, часть из них полностью уйдёт с рынка

Григолая полагает, что фактор отложенного спроса многих не спасёт при всём желании. Увы, это не относится к категориям товаров не первой необходимости:

На отложенный спрос могут претендовать только те категории товаров и услуг, которые могут обеспечить довольно низкие цены в перспективе, кто мог бы в этой ситуации получить какие-то выгоды

К чему мы приходим? К пустоте. В конце первого квартала 2020 года свободных площадей в ТЦ насчитывалось около 6%. «Известия» опросили экспертов, и по их мнению, к концу года пустых площадей будет до 12%. Торговые центры будут напоминать о временах, когда они были ещё только что построенными: с вакантными площадями и отсутствием толп. Но это будет только издалека: вряд ли после самоизоляции нас ждёт всплеск новых предприятий, магазинов и услуг. Эксперты говорят, что 65% торговых сетей закроют часть своих магазинов, при этом ещё 17% пока не приняли окончательного решения.

Магазинов будет меньше. А эксперты предупреждают, что вероятен рост цен. В зависимости от категории он составит от 4 до 15%.

Пора запасаться?

За некоторые магазины во время самоизоляции можно только порадоваться: они не только остались на плаву, но и значительно упрочили свои позиции. Это доставка продуктов, других товаров первой необходимости. Но станут ли они идти навстречу своим покупателям: показывать большую лояльность, снижать цены, делать условия удобнее?

Реклама
Реклама
Откройте вклад в Т-Банке
До 16,2% годовых по рублевым вкладам с ежемесячной выплатой процентов
Подробнее

«Ведомости» выяснили, что как минимум с условиями не всё так просто. Издание задалось вопросом, когда онлайн-магазины уменьшат сумму минимальной доставки курьером. Всё просто: весной магазины увеличили сумму заказа. Хочешь купить батарейки? Изволь набрать ещё товара, если хочешь доставки до двери. Повышением порога магазины пытались справиться с ажиотажным спросом на свои услуги, но сейчас спрос поутих. Так, представитель «Утконоса» сообщил изданию, что спрос постепенно снижается с середины мая: тогда президент объявил, что время ограничений подходит к концу.

Вот только не все магазины собираются отменять минимальную сумму заказа или понижать её. Впрочем, есть и те, кто уже пошёл на понижение: это Wildberries, «Утконоса», Perekrestok. Как сообщает изданию эксперт, гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров, вероятно снижение порога в июле. Для этого рынка этот месяц традиционно становится самым слабым, сетям надо будет стимулировать покупателей.

Теги: Магазины Онлайн-доставка Покупки Продукты Рeтейл Коронавирус Население Общество

Статьи и новости по теме: