К списку новостей

У клиентов МТС-Банка украли более 1,8 млн рублей с карт. Но банк этого не подтверждает

Полина Егиазарян
17 июня 2020 12:30
2916
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Люди пострадали вдвойне: неизвестные заблокировали их телефоны и вывели деньги. В МТС-Банке считают, что информация не соответствует действительности. Эксперты говорят, что «слить» нужные для такой схемы данные мог только «свой человек» в организации. История клиентов МТС-Банка похожа на детектив. В ней есть и сложная схема, и запутанное расследование, и «противоречия в показаниях сторон». Рассказываем, как это произошло и можно ли вернуть деньги.

Что случилось?

Клиенты МТС-Банка жалуются на кражу денег с кредиток и реже – с дебетовых карт. Об этом пострадавшие пишут на форуме портала banki.ru и в сообществах организации в соцсетях, сообщает РБК. Редакция «Выберу.ру» не обнаружила подобных жалоб на страницах нашего портала.

Журналист издания общался с 11 клиентами, в сумме у людей украли 1,8 млн рублей.

РБК побеседовал с пострадавшими и экспертами по безопасности. «Схема» выглядит так:

Концов не найдёшь

Реклама
Реклама
Премиальная карта от Газпромбанка
Кэшбэк на покупки за границей. Выгода до 500 000 рублей в год.
Подробнее

В МТС-Банк с жалобами обратились несколько человек, пишет РБК. Но сама организация утверждает, что информация о кражах не соответствует действительности. В компании уверяют, что немедленно выявляют попытки мошеннического списания денег. Однако банк начал проверку. Также жалобы клиентов изучает Роспотребнадзор.

Центробанк в курсе событий и разбирается в произошедшем. Но ситуацию не прокомментировал.

Мобильный оператор МТС, провайдер большинства пострадавших, не отметил жалоб на работу сервиса. Однако клиенты сообщили РБК, что обращались в МТС. Более того, мобильный оператор заявил, что теперь заблокировать телефон можно только при личном визите в салон связи.

Может ли банк вернуть украденное?

Действия мошенников банк не может списать на вину клиента, в отличии от кражи с помощью социальной инженерии. Когда преступники умело убеждают человека сообщить номер карты, СМС-пароль и другие данные. Но в новой схеме нет вины пользователя, рассказал изданию адвокат Анатолий Логинов.

Банк обязан доказать, что он оказывал услуги надлежащим способом и принимал меры, которые исключили мошенничество. Например, заблокировал передачу СМС-сообщения постороннему человеку. Если в спорной ситуации виноват потребитель, который нарушил правила использования карты, банк снимает с себя ответственность.

РБК пишет, что МТС-Банк проверил некоторые обращения клиентов и отказался возвращать деньги. Как мы помним, операции подтверждали одноразовым паролем. Но юрист считает, что кредитор не прав:

Банк ссылается на норму ФЗ «О НПС», в соответствии с которой он обязан вернуть денежные средства либо сам доказать, что клиент нарушил порядок использования электронного средства платежа и именно это нарушение привело к совершению спорной операции. То есть банк в указанном случае должен вернуть деньги, но все же пишет, что оснований для этого нет

Реклама
Реклама
Премиальная карта от Газпромбанка
Кэшбэк на покупки за границей. Выгода до 500 000 рублей в год.
Подробнее

Позиция МТС-Банка

Upd. 15:34 (мск). Кредитная организация прислала в редакцию «Выберу.ру» официальный комментарий. Мы публикуем текст письма:

МТС Банк провел дополнительную проверку IT-систем банка. Утечек не обнаружено. Все данные и средства клиентов МТС Банка надежно защищены.

Информация в СМИ и соцсетях о 30 пострадавших не соответствует действительности. В чат во «ВКонтакте», о котором говорится в сообщениях, вступили также сотрудники претензионной работы МТС Банка, чтобы быть на связи с клиентами, и другие заинтересованные лица, не являющиеся пострадавшими – итого в данной группе состоит порядка 30 пользователей.

В МТС Банк обратилось 12 человек из 2,5 млн клиентов. Это единичные случаи. На данный момент по каждому из них проводится дополнительная проверка обоснования списания средств, которая пока не закончена.

В случае выявления факта мошеннических действия со средствами клиента, МТС Банк возмещает денежные средства, если устанавливает, что списание произошло без участия клиента, – то есть клиент сам не называл мошенникам пин-код, телефонные коды, логины, пароли и другие персональные данные. 

МТС Банк призывает клиентов финансовых учреждений внимательно относиться к персональным данным и ни при каких обстоятельствах не сообщать их третьим лицам. В прошлом году по данным ФинЦЕРТ Банка России семь из десяти хищений денежных средств со счетов клиентов российских банков осуществлялись в случаях, когда клиенты сами сообщали мошенникам необходимую информацию, которая открывала злоумышленникам доступ к счетам. В последнее время, на фоне периода самоизоляции, случаи мошеннических действий по отношению к клиентам российских банков участились.

Теги: Банковские карты Дебетовые карты Кредитные карты Центробанк Мошенничество Нарушение закона Роспотребнадзор Кибератаки Мобильные приложения Онлайн Сервисы Общество
Банки: МТС-Банк

Статьи и новости по теме: