Министр труда Антон Котяков отчитывается, что прирост безработных уменьшается, — пик коронакризисной безработицы пройден. В общем итоге на начало июня число безработных — 4,5 млн человек, что в процентном выражении 6,1%. Для сравнения: в США — 13%. Получается, что Россия лучше переживает кризис, и его последствия для людей и рынка труда не столь велики. Однако номинальные и реальные цифры могут отличаться. Как отмечает независимая статистика, на самом деле уровень безработицы в два раза выше, чем объявляют власти.
Если смотреть на официальные цифры, то ситуация в России действительно выглядит лучше, чем в других странах. Во Франции безработица поднялась до 8,7% с докризисных 7,6%. В Испании достигала 14,8%. В Литве — 9%, в Латвии — 8,6%.
США радуется показателям безработицы в 13,3%, поскольку изначальные прогнозы были 19,7%.
Как отчитывается министр труда, в центрах занятости зарегистрировано 2,5 млн человек. Но есть часть безработных, которые не стоят на бирже труда. По расчётам экспертов, которые приводят «Ведомости», обычное соотношение официальных безработных и их общего числа 1:4, но в кризис, в связи с увеличением пособия и введением некоторых других льгот для безработных, соотношение уменьшилось до 1:3. Тогда общее число безработных можно оценить в 7,5 млн, а не 4,5, как отчитывается министр труда.
О том, что официальная статистика расходится с реальным положением дел, говорят и многие эксперты.
Президент Конфедерации труда России, член Совета при президенте РФ по правам человека Борис Кравченко сообщает:
Очевидно, что рост официально зарегистрированных безработных, который по последним данным Минтруда превысил два миллиона человек, не дает понимания реальной динамики рынка труда. Наша оценка по общей численности безработных россиян — 8 млн человек, и тенденция к росту сохраняется
Основатель сервиса Superjob Алексей Захаров тоже придерживается мнения, что данные министерства труда занижены. Он оценивает число людей без работы в 10 млн человек.
Чиновники, когда создают отчёты, берут во внимание только регистрируемые случаи безработицы. Получается, что рост цифр сдерживается за счёт игры понятиями: «сокращённая рабочая неделя», «административный отпуск» и прочее.
Между тем Высшая школа экономики сообщает, что 6,4% опрошенных находятся в неоплачиваемом отпуске, а 6,8% не знают, оплатят ли их работу во время самоизоляции.
По словам Алексея Захарова, некоторые компании просто ещё не успели оформить увольнение, поэтому их сотрудники не вошли в статистику:
Из-за самоизоляции не все компании чисто физически смогли оформить все юридические процедуры по увольнению, банкротству, закрытию предприятий. Сейчас они выйдут из изоляции — и мы сразу увидим рост безработицы. Реальное число безработных раз в 5−6 выше
Впрочем цифры цифрами, но каждый может и сам прикинуть уровень безработицы и состояние на рынке труда просто оглянувшись по сторонам, пообщавшись с соседями, знакомыми и друзьями.