К списку новостей

С вами говорит «Олег». Почему россияне не напрасно боятся за свои персональные данные?

Игорь Чубаха
30 июля 2020 17:21
1052
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Когда не так уж и дорого устроить, чтобы бортовой компьютер автомобиля подсказывал маршруты голосом Филиппа Киркорова, начинают терзать смутные сомнения. А не подделывает ли кто-то наши голоса, чтобы позвонить в банк?

Собеседники-Электроники

Уже год-другой по телефонам банков звонят или отвечают не живые люди, а голосовые роботы. На сотрудника банка этот чат-бот переключает звонок, только если вопрос оказывается чересчур сложным.

Полина Кузьмина
Исполнительный директор «Ренессанс Кредит»
Комментарий эксперта:
Звонки клиентов на горячей линии обслуживает интерактивный помощник «Роман». Он общается с клиентами голосом и готов ответить на самые популярные вопросы в режиме онлайн. «Роман» также может отправить клиенту информацию для самостоятельного ознакомления в оффлайне, эту механику мы называем ICM

Технически ICM – это мини-версия мобильного банка. Благодаря одновременной работе голосового помощника и ICM сейчас в автоматическом режиме банком обрабатывается более 30% звонков.

Но сегодня банки делают следующие шаги в роботизации телефонного общения с клиентами. Например, Альфа-Банк отказался от проверки авторства поступающих в колл-центр звонков через дополнительные вопросы («Назовите девичью фамилию вашей матери?» или «Ваше любимое гастрономическое блюдо?») и кодовое слово, которое половина из нас давно забыла.

Теперь при звонке в колл-центр подключается биометрическая база данных. Голос звонящего сверяется с образцом и идентифицируется.

Ольга Асламова
Руководитель департамента дистанционной поддержки клиентов Альфа-Банка
Комментарий эксперта:
Безусловно, сохранить слепок голоса и использовать его для аутентификации банк может только после получения от клиента согласия на обработку биометрических данных. Также часть клиентов уже могут подписать согласие через мобильное приложение банка, вскоре эта возможность станет доступна всем клиентам
Реклама
Реклама
Откройте вклад с доходностью до 20% в Т-Банке
Откройте вклад с доходностью до 20% в Т-Банке
Подробнее

Семь раз подумай, один — промолчи

Но технологии зашли так далеко, что подделать наши голоса не составляет особого труда. Не верите – поищите, например, в интернете материалы о проекте Vera Voice.

На тот случай, когда у жуликов нет подходящего оборудования, они собирают коллекцию наших реплик с помощью социальной инженерии. «Хотите получить стоматологическое обследование бесплатно?», — спрашивают нас по телефону якобы из клиники. «Да!», — невинно отвечаем мы.

Такое возможно? К сожалению, не исключено.

Впрочем, пока не случалось.

На данный момент нам неизвестны случаи успешного обмана внедряемой нами технологии, — заверяет Ольга Асламова. — При этом следует учитывать, что аутентификация по голосу используется в комплексе с другими системами защиты, и даже если злоумышленнику удастся синтезировать голос клиента, этого будет недостаточно для получения доступа к счетам

И действительно, банки о каждом клиенте собирают массу косвенной информации – от покупательских предпочтений до цифрового почерка. Тем не менее, вопрос надежного хранения уже собранных банками биометрических данных остается острым. Утечки случаются.

В общем, я бы еще тысячу раз подумал, прежде чем давать банку согласие на обработку биометрических данных. Тем более, что и клиентские сервисы, к которым биометрия обеспечивает доступ, можно найти в небольшом числе банков.

Свое слово скажет государство

Между тем, банковская биометрия стартовала в стране с 1 июля 2018 года. К сегодняшнему дню сдали биометрию (изображение лица и запись голоса) в Единую биометрическую систему (ЕБС) около 140 тыс. россиян.

Ожидалось, что столько сторонников биометрия наберет уже к началу 2019 года, но проект забуксовал. И одна из причин непопулярности – лишние риски.

Реклама
Реклама
Откройте вклад с доходностью до 20% в Т-Банке
Откройте вклад с доходностью до 20% в Т-Банке
Подробнее

А сейчас Банк России заговорил о том, что неплохо бы взять ЕБС под свою опеку государству в статусе собственника.

Для нас это значит: первое – утечки данных продолжатся, второе – сдача биометрии может стать обязательной.

Арсений Поярков
Президент АН «БизнесДром», руководитель рабочей группы «Опоры России» по проблемам блокировки счетов
Комментарий эксперта:
Слабое доверие к биометрии обусловлено сочетанием двух факторов. Первый – новизна, это новый формат, не дающий очевидных радикальных преимуществ, поэтому им не спешат пользоваться. Второе – опыт. К сожалению, любые данные из любых баз легко покупаются на черном рынке, поэтому многие подозревают, что биометрические данные быстро превратятся в общедоступные также, как данные паспортов, банковских счетов и т. д

Впрочем, эксперты не склонны драматизировать ситуацию.

На сегодняшний день невозможно законодательно обязать человека сдать те или иные биометрические данные, – успокаивает Арсений Поярков. – Однако со временем может возникнуть ситуация, когда без биометрии будет невозможно пользоваться большим количеством услуг и сервисов

Теги: Центробанк Мошенничество Аутентификация Безопасность Биометрия Идентификация Онлайн Сервисы

Статьи и новости по теме: