Осенью в Россию придет «Проблема 30 сентября». К физическим, и главное, – юридическим лицам вернется обязанность гасить отложенные из-за пандемии, но подросшие за лето долги. Часть компаний обанкротится, а их работники пополнят армию безработных.
К концу сентября у российских заемщиков начнет подходить к концу срок «антивирусных» кредитных каникул. Те самые, оформленные по упрощенной схеме, право на которые подарил действующий с 3 апреля 106-й Федеральный Закон.
Напомним, каникулы разрешалось брать на период от одного до шести месяцев. И после окончания «льготного периода» снова начинает действовать прежний вариант кредитного договора. А набежавшие за отсрочку проценты (как и основной долг) придется выплачивать по обновленному графику платежей.
Кстати, в сумму долга добавятся неустойки и штрафы, поднакопившиеся до даты начала кредитных каникул.
И, естественно, коллекторы готовятся к повышенной рабочей нагрузке. Независимый член Совета Национальной Ассоциации Профессиональных Коллекторских Агентств (НАПКА) Эльман Мехтиев констатирует:
И хотя некоторые депутаты предлагают продлить каникулы до 31 декабря, эксперт не верит, что будет предпринято что-то реально. В профессиональной среде взыскателей даже появилось собственное название грядущих событий: «Проблема 30 сентября».
Многие россияне наивно убеждены, что их эта проблема не коснется. Но беда в том, что отсрочивали долги не только рядовые граждане, а и работодатели. Руководитель направления банковских рейтингов агентства «Национальные Кредитные Рейтинги» Михаил Доронкин предупреждает:
В общем, осенью можно ожидать лишнюю волну банкротств некрупных предприятий.
Со своей стороны, власти умыли руки. Разве что в середине июля прошла новость о подготовленных Правительством РФ поправках в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Премьер-министр РФ Михаил Мишустин пообещал усилить защиту должников «от давления».
Но, во-первых, неизвестно, когда поправки будут приняты. А, во-вторых, поправки не спасают от долгов, а только обязывают коллекторов играть по правилам.
Между тем, случаи варварского поведения взыскателей встречаются все реже. Легальные коллекторы работают по телефону, причем, даже не ставя себе задачу «доставать» звонками.
С должником подчеркнуто вежливо разговаривают по «маршрутному листу» из различных вопросов. А если человек не идет на контакт, дело без лишней сентиментальности отправляется в суд.
Причем, у должника не получится заявить, дескать, коллектор угрожал и хамил, если ничего подобного на самом деле не происходило. Генеральный директор агентства EOS Антон Дмитраков отмечает:
Таким образом, у должника к осени предельно сужается пространство для маневра. Но все-таки шанс отсрочить выплаты и дальше, остается. Ведь у банков функционируют собственные программы кредитных каникул. Можно попытаться заблаговременно пойти на контакт – ведь лишние банкроты и самому банку не нужны.
А если у банка найти понимание не удастся, можно прибегнуть к новой процедуре внесудебного банкротства, которая появится в российском правовом поле с 1 сентября.