Минтранс подготовил глобальные изменения в правила дорожного движения. Поправки исключат спорные ситуации со знаками «Остановка запрещена» и «Стоянка запрещена», снизят скорость движения пассажирских автобусов и… установят ограничения для велосипедистов, владельцев самокатов, скейтбордов и сегвеев. Эксперты считают, что для изменений пришло время: любителей «великов» и «скейтов» всё больше, а опасности от них − не меньше, чем от водителей. Но насколько поправки адекватны и соответствуют реальности? Как следить за нарушениями велосипедистов и роллеров, а главное − на какие суммы и по какой статье штрафовать?
Велосипедистов, скейтеров, владельцев сегвеев, самокатов (особенно – электрических) и роликовых коньков давно хотят признать полноценными участниками дорожного движения. Поправки Минтранса в ПДД фактически это делают: ведомство предлагает термин средства индивидуальной мобильности (СИМ) и хочет нормировать их передвижение.
Как и автомобилиста, владельца СИМ нужно ограничить скорость и запретить пьяными кататься на велосипедах, самокатах и прочем. «Достанется» даже малышам на беговелах. Об изменениях узнал «Коммерсант».
Если нет специальных мест, подростку разрешается выезжать в правый крайний ряд проезжей части или ехать по обочине. У СИМ должны быть тормоза, фонарь и катафоты. То есть, под это требование попадают только велосипед или электросамокат.
Самое интересное и спорное – ограничение скорости СИМ до 20 км/ч. В этом вопросе мнения экспертов разошлись. «Союз пешеходов» считает, что даже 20 км/ч много, и электросамокат на такой скорости нанесёт серьёзные увечья, если собьёт пешехода. В ГИБДД полагают, что скейтборды, велосипеды и прочее едут за счёт «мускульной силы человека». Вот и надо применять к СИМ «пешеходные» правила.
Люди увлекаются здоровым образом жизни, количество велосипедистов, любителей самокатов и роликов растёт год за годом. Особенно – в крупных городах, где для «самокатных» средств есть инфраструктура. Регулятивная база нужна, считает председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солуднов.
Мы понимаем, что любое средство индивидуальной мобильности, движущееся по тротуару, представляет большую угрозу для пешеходов. Это действительно так, потому что таких случаев [наездов на пешеходов – прим. ред.] очень много. Наши законодательные акты, как правило, очень часто отстают от жизненных реалий <…> Средства индивидуальной мобильности уже давно есть и будут, хотим мы этого или нет. Здесь нужно своевременно принимать необходимые ограничения, которые помогут нам обеспечить безопасность дорожного движения, – рассказал эксперт iReactor
Но как регулировать скорость движения самокатов и скейтов, если у СИМ нет ни регистрационных знаков, ни спидометров? Количество полицейских на улицах снижается, кто будет следить за потенциальными нарушителями? Камеры видеоконтроля? Устройства не могу опознавать нарушения на средствах индивидуальной мобильности. «К новой реформе пока ещё есть вопросы», прокомментировал «Российской газете» главный редактор журнала «Движок» Илья Огородников.
Наказания за нарушения новых правил должны быть закреплены в КоАП, о котором пока нет ни слова. Ну и в целом, пакет поправок носит явный московский акцент. Проще говоря, многие накипевшие проблемы характерны, главным образом, для двух столиц и максимум самых крупных городов-миллионников, что делает актуальным необходимость привязки поправок к региональным особенностям, – считает эксперт
Минтранс рассказал «Ъ», что никаких споров между ведомствами нет, и «все разногласия урегулированы». Конечное слово – за правительством, которое должно одобрить законопроект.
Другое предложение Минтранса изменит зоны действия знака 3.27 «Остановка запрещена». Ведомство предлагает, чтобы запрет прекращал действовать после знака «Парковка». Это исключит инциденты с двойным трактованием ПДД: например, когда машины эвакуируют прямо из-под знака «P», если парковка находится в зоне действия знака, запрещающего остановку.
Зоны знака «Стоянка запрещена» тоже изменятся: жёлтая разметка больше не будет влиять на протяжённость ограничений. Действие запрета закончится в конце населённого пункта или после следующего перекрёстка.
Также Минтранс предлагает запретить автобусам без ремней безопасности и со стоячими местами разгоняться быстрее 70 км/ч. Пассажирские транспорт, соответствующий требованиям, сможет, как и прежде, двигаться со скорость 90 км/ч.
Наконец, ведомство предлагает отменить ГОСТ 5727 тонировки стёкол 1988 года и ГОСТ Р 41.27 для аптечек и огнетушителей 2001 года. Новая редакция ПДД разрешит тонировать ветровое и передние боковые стёкла так, чтобы они пропускали минимум 70% света. Если есть боковые зеркала, остальные стёкла можно затонировать сильнее.
Возможно, предложения Минтранса нужны и разумны, отмечает первый зам председателя комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков. Но поправки нужно вводить постепенно, чтобы люди привыкли. Иначе 50 млн водителей начнут путаться и невольно нарушать ПДД.