Самое безопасное место на дороге становится ловушкой и для пешехода, и для автомобилиста. Пешеход не успевает перебежать длинную «зебру» без риска для жизни, а водитель – затормозить на высокой скорости. Речь, конечно же, про нерегулируемые переходы на трассах и автомагистралях. «Зебры» за городом становятся причиной аварий, гибели людей или превращаются в «кормушку» для местных властей. В Госдуме предлагают либо устанавливать к «пешеходникам» светофоры, либо запрещать переходы на трассах.
Разрешённая скорость на автодороге – 90 км/ч, на магистрали – 110 км/ч. «Нештрафуемый» порог 20 км/ч приближает скорость водителей на трассах к первой космической. Но даже автомобилисту, который едет с разрешённой скоростью, практически невозможно остановиться при виде пешехода на нерегулируемой «зебре». Тем более, когда на трассе в 4, 6 и даже 8 полос переход не разделён «островками безопасности» или человек переходит дорогу ночью.
«Дорожная инспекция» Общероссийского народного фронта после проверки пешеходных переходов заявила, что большая часть «зебр» – небезопасны. Решение придумали такое: добавить на магистрали светофоры с «кнопкой». Либо вовсе ликвидировать нерегулируемые «пешеходники».
Конечно, есть ГОСТ 52289–2004, который обязывает устанавливать на нерегулируемом переходе желтый мигающий светофор. Предупредительный сигнал должен обратить внимание водителя: осторожно, впереди нерегулируемый переход, на который могут «выскочить» люди. Но общественники считают, что даже это не спасает человека, который ступает на «зебру».
Мы видим, что таких «моргалок» ставят очень много, но обычный светофор с кнопкой, нажав на которую, пешеход может включить красный и остановить движение, стоит не намного дороже, но гораздо безопаснее, – рассказал «Парламентской газете» депутат Госдумы Александр Васильев
За организацию безопасности дорожного движения отвечает далеко не ГИБДД. Разметки и знаки – зона ответственности региональных и местных властей. Иногда пешеходные переходы превращаются в способ пополнить казну, рассказал «Парламентской газете» автоэксперт Пётр Шкуматов.
К примеру, на четырёхполосной дороге у нерегулируемого перехода ставят знак ограничения скорости «50» и камеры-ловушки. При этом в день по этой зебре может пройти всего один человек. Очевидно, что делается это не в интересах пешеходов, а чтобы собирать штрафы. В такой ситуации проблему решит обычный светофор
Депутат Александр Васильев описал предложение «оптимизации» пешеходных переходов вице-премьеру Марату Хуснуллину. Снижение количества смертей на дорогах и ДТП невозможно без обеспечения безопасности. А уменьшить число погибших до 4 человек на 100 000 требует нацпроект по снижению аварийности. В 2018−2019 годах большая часть аварий с пешеходами происходила именно на переходах. Только в 2019 году почти в 48,7 тыс. ДТП погибли 4 917 человек.