17 сентября рубль начал падать, а обеспокоенные сограждане — интересоваться, к чему готовиться дальше. На тот момент ситуация была неясной — Банк России ещё не озвучил своего решения по ключевой ставке. Сейчас эксперты могут сказать, что будет с рублём дальше. И некоторым людям это может не понравиться.
Профессор Высшей школы экономики Евгений Коган прокомментировал РИА Новости, что серьёзных предпосылок для ослабления рубля сейчас нет. Всё, что влияет на курс отечественной валюты сейчас, — это непредвиденные события. Первое — волатильность на мировых рынках в ожидании американских выборов. Коган резюмирует:
Будут трястись рынки — будет слабеть и рубль, как валюта всех развивающихся стран
Второе — разговоры о вероятности новых санкций в адрес России. Увы, Россия стала удобной мишенью, за счёт которой решаются внутриполитические проблемы. По словам Когана, рубль будет ослабевать вместе с усилением санкционного фактора. К экономике это имеет меньше отношения, чем к геополитике. Однако же рубль с начала 2020 года потерял против доллара больше 17%.
Среди фундаментальных факторов, которые влияют на рубль, Коган назвал цены на нефть. Тут сюрпризы вполне возможны: экономист предполагает, что котировки скорее уйдут вверх, чем вниз, и это с учётом второй и третьей волн пандемии. Однако 21 сентября стало известно: ноябрьский фьючерс на марку Brent падает почти на 2%, почти до 42 долларов за баррель. Евро укрепился выше 90 рублей, доллар — выше 76.
Причиной для нынешнего падения рубля стало сокращение аппетита инвесторов к риску. Причина в том, что инвесторы боятся второй волны пандемии, и во многих странах количество заражённых стало расти. Для мировой экономики это чревато усилением кризиса — при том, что Всемирный банк недавно прогнозировал пять лет для выхода из нынешней ситуации. Сколько понадобится времени для восстановления, если всё станет хуже?
Глядя на то, что происходит на рынках и анализируя потери рубля, — многие задаются вопросом, чего ждать дальше. Люди опасаются повторения 2014 года, когда рубль потерял в цене к доллару почти вдвое. Однако Константин Бушуев, начальник управления анализа рынков «Открытие Брокер», на онлайн-конференции ГК «Финам» «Рынок облигаций — в поисках спроса» рассказал, что валютный шок пока маловероятен. Рубль, возможно, будет снижаться, но не более чем на 20% от текущего уровня. Такое возможно, однако, только при условии сильного мирового экономического кризиса. По мнению Бушуева:
Это никак не идет в сравнение с двукратной девальвацией 2014 года, и в целом сценарий новой волны глобального кризиса сейчас видится маловероятным
Эксперты оценили перспективы рубля на ближайшее время. В целом, вероятно, отечественная валюта «просядет» ещё больше. Евгений Коган прокомментировал BFM:
Рубль может еще просесть. Но я не думаю, что будет что-то драматическое. И паники никакой не будет. Может быть, даже доллар по 80 рублей мы увидим, может, по 82 рубля
Александр Лосев, генеральный директор УК «Спутник — управление капиталом», предполагает, что после 3 ноября рубль сможет вернуть себе часть утраченных позиций. По его словам, которые приводит BFM, рубль больше подвержен геополитическим, чем экономическим рискам. Кроме того, у рубля нет таких проблем, как торговые войны, а процентная ставка по рублёвым вкладам и дивидендная доходность по российским акциям выше, чем по вкладам в долларах и американских бумаг. Лосев предполагает:
У нас нет таких долгов, и экономика, хоть и сырьевая наполовину, но лучше сбалансирована, меньше проблем по отношению к экономике Евросоюза <> Поэтому, возможно, к концу года рубль может укрепиться, если не будет турбулентности на рынке, связанной с ситуацией в США
Напомним, что Китай и Россия уже договариваются о дедолларизации экономик. В перспективе это может привести к тому, что доллар оттеснят с пьедестала главной мировой валюты.