Центробанк предлагает использовать номер телефона для зачисления зарплаты: никаких реквизитов, выписок, договоров. Достаточно передать работодателю номер мобильного, привязанный к карте. Так ли безопасно предложение Банка России? Что может случиться с деньгами, если пользоваться упрощённым переводом?
Получатель зарплаты поменял номер телефона, привязанный к карте. После расторжения договора между клиентом и сотовым оператором номер временно выводят из обращения. То есть на рынок комбинация цифр вернётся не сразу, есть время отвязать телефон от карты. Другое дело, если владелец переоформляет мобильный на другого хозяина. Тогда номер сразу активируется в чужом телефоне.
В лучшем случае сотрудник просто не получит деньги. В худшем – освободившийся номер мобильного перепродадут, и новый владелец подключит его к своей карте. Тогда зарплата уйдёт на чужой расчётный счёт.
Если мобильный не привязали к новому расчётному счёту, деньги просто «зависнут» на закрытом банковском аккаунте и вернутся через несколько дней к отправителю.
Чтобы не «терять» зарплату, сразу сообщите работодателю о новом телефоне.
Если мобильного с ошибкой не существует, деньги просто не отправятся. Хуже, когда разница в одной-двух цифрах оказалась критичной, и перевод ушёл неизвестному человеку. Тогда отправителю и пострадавшему работнику придётся обратиться в банк получателя перевода. Перед этим нужно оформить справку о совершенной операции в банке отправителя.
Ошибочный перевод сложно оспорить. Когда отправитель переводит деньги, он добровольно соглашается на трансакцию по указанным реквизитам. Поэтому велик шанс, что банк получателя откажется возвращать средства. Тогда придётся требовать деньги в принудительном порядке как неосновательное обогащение – писать заявление в полицию или подавать судебный иск.
Преступники научились не только убеждать жертв добровольно сообщать СМС-пароли. Злоумышленники могут «взламывать» номера телефонов, перехватывать сообщения и даже делать дубликаты сим-карт.
К таким рискам ведут утечки персональных данных. Мошенник, получив скан паспорта пострадавшего, может создать копию «симки». Злоумышленник может не только вывести деньги с текущего счёта, ему ничего не помешает «взломать» мобильный банк и украсть деньги с накопительных счетов.
Как понять, что с сим-картой что-то не так? Например, вы находитесь в месте с хорошей связью, но сеть внезапно пропадает, вы не можете ни звонить, ни отправлять СМС. Лучше сразу заблокировать карты, связаться с банком и мобильным оператором.
Деньги на расчётных счетах, депозитах и банковских картах, в том числе – зарплатных, защищены Системой страхования вкладов. Если банк «лопнул», придётся обращаться в Агентство по страхованию вкладов.
АСВ возвращает до 1,4 млн рублей на вкладчика с учётом начисленных процентов. В течение семи дней с наступления страхового случая Агентство выбирает банк, через который пострадавшие клиенты смогут забрать компенсации. Названия банков публикуют на сайте АСВ.
Чтобы получить компенсацию, нужно подать заявление и встать в очередь. Выплаты вкладчикам начинаются через 14 дней после закрытия банка. Агентство вернёт деньги в течение трёх дней после подачи заявления.
Задумка ЦБ – это борьба с «зарплатным рабством», при котором человеку переводят жалование на навязанную карту. Переводить зарплаты с помощью Системы быстрых платежей Центробанка можно только между банками-участниками. В Сбербанке сервис нужно подключать отдельно, в остальных финансовых организациях функционал автоматический.
Получать зарплату на выбранную карту можно уже сейчас, не дожидаясь разрешения ЦБ. Единственным препятствием может стать бухгалтерия, которая просто не захочет «возиться» с вашим заявлением. Но даже с бухгалтерами можно договориться. Читайте об этом в материале «Как получать зарплату на свою карту, а не на ту, которую навязывают на работе?».