Коронавирус изрядно «потрепал» бюджет медицинского фонда, поэтому пора приступать к экономии. Минздрав предложил проект закона, реформирующий систему ОМС. По оценке страховщиков, это сведёт на нет достижения многих лет по переходу на страховую медицину и приведёт к коррупции. Лечение разделится на «элитное» и «для всех». Минздрав и некоторые эксперты не видят в новом законопроекте беды, считая, что он всего лишь закрепляет сложившуюся практику.
Основное изменение, которое готовит законопроект, — выделение федеральных медицинских центров в отдельное звено, которое выйдет из-под надзора страховых компаний. То есть высокотехнологичная помощь перейдёт под управление Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Центры будут получать финансирование напрямую из ФФОМС. Споры между пациентами и больницами тоже будет решать Фонд. Объёмы предоставляемой помощи и затраты на неё будет определять правительство.
В ведении ОМС останутся региональные медицинские организации. Фактически образуются два сегмента: один под управлением ФФОМС, другой — под управлением ОМС
Для страховых компаний объём финансирования снижается на ведение дел СМО (страховая медицинская организация) в два раза: с 1−2% до 0,5−1% от суммы средств, поступивших по дифференцированным подушевым нормативам (система финансирования СМО).
Таким образом к 2023 году экономия достигнет 6,8 млрд рублей (так оценили потери страховщики). Страховым компаниям изменения не понравились, поэтому Всероссийский союз страховщиков и крупнейшие страховые компании направили письмо президенту, а затем — премьер-министру, где высказали свои опасения.
Будут созданы условия, существенно снижающие уровень конкуренции за пациента как среди поставщиков медицинских услуг, так и среди страховых организаций, усиливающие бюрократическую и коррупционную составляющие в управлении отраслью, усугубляющие региональную дифференциацию финансирования медицинских организаций в субъектах Российской Федерации
На заседании рабочей группы Госдумы по страхованию представители Банка России и Министерства финансов отказались поддержать законопроект. Замдиректора департамента страхового рынка ЦБ Екатерина Абашеева отметила, что в законопроект вносятся не точечные изменения, а масштабные.
«РИА Новости» цитируют Екатерину Абашееву:
Основное замечание: мы полагаем, что все положения законопроекта в значительной степени направлены на отход от страховых принципов, которые в течение нескольких лет последовательно внедряются на рынке ОМС
К тому же она указала на то, что нет экономического обоснования сокращения расходов для страховых компаний. Что будет, если часть организаций из-за недостатка финансирования уйдут с рынка?
Представитель Минфина согласен, что в законопроекте не проанализированы последствия изменений.
Если медучреждения разделятся на финансируемые ФФОМС и финансируемые ОМС, то по сути в стране будут две системы здравоохранения. Президент компании МАКС-М Руслан Хальфин говорит:
Это будет элитная часть, высокостоящая, качественная и для определенных категорий граждан, все остальное будет для остальных
Неоднородный подход к лечению приведёт к социальной напряжённости в регионах.
Ещё один логичный вопрос, который возникает к законопроекту. Если Минздрав считает, что перенос части медучреждений под управление ФФОМС повышает качество услуг, то почему региональные лечебные заведения остаются в ведомстве ОМС? К тому же сейчас нет эксклюзивных услуг. Некоторые региональные или частные клиники составляют достойную конкуренцию федеральным центрам.
Эксперты отмечают, что предложенные изменения в системе не сильно отразятся на работе медицинских учреждений, потому что часть функций ОМС сейчас не реализована. Высокотехнологичная помощь федеральных медицинских центров, которая не включена в базовую программу ОМС, идёт напрямую из ФФОМС. Фактически законопроект закрепит уже сложившуюся практику.
«Ведомости» приводят слова председателя комиссии Ассоциации юристов России по правому обеспечению в сфере здравоохранения Бориса Муслова:
Поэтому в этой части изменения направлены на приведение законодательства к фактическим отношениям, сложившимся между участниками системы ОМС
Что касается сокращения финансирования, то Минздрав отмечает, что это не скажется на рентабельности работы страховых компаний.
«Ведомости» цитируют помощника министра здравоохранения Алексея Кузнецова:
Изменение норматива отчислений на ведение дела СМО с текущего уровня 1–2% до уровня 0,5–1% от суммы средств, поступивших в организацию, обусловлено несколькими причинами. Прежде всего – результатами анализа действующего законодательства регионов, только три субъекта Российской Федерации и г. Байконур в настоящее время установили в законах о бюджетах территориальных фондов ОМС норматив выше 1%
Получается, что и в этой части закона, по словам Минздрава, он отобразил текущую ситуацию.