Президент обратил внимание, что реально располагаемые доходы граждан упали на 4,3%, а цены на сахар выросли на 71%. До этого кабмин не замечал проблему. Зато сейчас тема роста цен у всех на устах. Министры признали цены необоснованными и придумали способ их регулировать. Ближайшие три месяца цены на сахар и растительное масло снизятся и расти не будут. Но поможет ли это нам сэкономить?
Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев сообщил, что розничная цена на сахар снизится до 46 рублей за килограмм, на подсолнечное масло — до 110 рублей за литр. Минстр экономического развития Максим Решетников заявил, что соответствующее соглашение будет заключено с производителями до 20 декабря. Фиксированные цены будут действовать до конца первого квартала.
Отслеживать исполнение соглашений будет ФАС. Кроме этого Максим Решетников объявил и о других мерах регулирования цен на продукты:
Возможно, кто-то не заметит госрегулирования цен на два продукта. В сетевых магазинах сахар стоит около 50 рублей за килограмм. В частных — 56−59 рублей за килограмм. В месяц семья из 4-х человек тратит около 2−3 кг сахара даже с учётом выпечки. 20−30 рублей экономии в месяц, 240−360 рублей — в год.
Растительное масло в сетевых магазинах стоит 110−130 рублей за литр. В частных можно найти литровую бытылку за 150 рублей. Литра масла хватает примерно на месяц, иногда больше. В итоге экономия стоставит около 40 рублей в месяц или 480 рублей в год.
В совокупности по двум продуктам — 840 рублей в год. Не так уж и много.
Между тем весь год мы видели собщения о повышении цен и на другие продукты — яблоки, картошку, свёклу, морковь, молочные продукты, крупы и многое другое. Ценники в магазинах тоже говорят, что сахар и растительное масло — не единственные продукты, подорожавшие выше инфляции.
Ещё один важный вопрос в проблеме государственного регулирования цен — что будет с производителями? Низкий доход заставит уйти с рынка производителей, что приведёт к дефициту. Чтобы вернуть производителей и продукты цены придётся снова поднимать.
Государство регулирует цены на бензин, но нефтеперерабатывающие компании получают от государства преференции. Будет ли так с сельхозпроизводителями?
The bell цитирует Георгия Остапковича:
Что будет, если цены начнут искусственно ограничивать? Судя по похожему опыту в странах Латинской Америки, Азии и Восточной Европы, никакого позитивного эффекта не будет: производители потеряют рентабельность и начнут уходить с рынка, и после того, как правительство несколько месяцев будет отчитываться о снижении цен на продукты, спустя год в регионах начнется его дефицит. Придется возвращаться к ценам сегодняшнего дня, но удержать даже их уже будет сложнее
Цены на продукты зависят и от ситуации на мировых рынках, и от урожая, и от количества засеянных площадей. Прокуратура попыталась найти картельный заговор, но так и не нашла.