Официальные курсы на 23 декабря – 92,07 руб. за евро и 75,35 руб. за доллар. Европейская валюта подорожала больше чем на рубль, доллар – почти на 68 копеек. Так сильно иностранные валюты укрепились впервые с начала ноября. Почти полтора месяца новости об эффективности вакцин от коронавируса играли на пользу рублю. Но устойчивость нацвалюты подкосили известия о новом штамме коронавируса в Британии. Положение дел шаткое, и эксперты делают осторожные прогнозы.
Главный экономист Альфа-Банка Наталия Орлова отмечает, что в конце октября курс рубля укрепился на 8%. В основном, благодаря ценам на нефть. Но премия за риск почти не сократилась: в начале ноября баррель стоил 40 долларов, и 72 рубля за «американца» было справедливой ценой. Сейчас баррель стоит 50 долларов, а курс рубля просел, хотя должен был поднять до 67 за доллар.
Неопределённость результатов выборов в США тоже негативно играла на курс рубля в начале ноября. Но даже теперь, когда избранным президентом станет Байден, неизвестность сохраняется. Сложно предсказать санкционную риторику США при новой администрации Белого дома.
Цены на нефть просели после новостей о новом штамме коронавируса, который стремительно распространяется в Великобритании. Многие страны, в том числе и Россия, ограничили авиасообщение с Соединённым королевством. Быстрое восстановление мировой экономики снова под вопросом, поэтому спрос на нефть ослаб.
А именно спрос на «чёрное золото» – первый важный фактор восстановления рубля. Сделка ОПЕК+ поможет сохранить цены на нефть в пределах 50−60 долларов/баррель, считают в Альфа-Банке. Но это краткосрочная перспектива. Скорее всего, цены на «чёрное золото» «заякорятся» на отметке 50 долларов/баррель в 2021 году.
Вкратце, можно сказать, что позитивные ожидания заложены в цены рынка, тогда как негативные новости могут стать неприятной неожиданностью, – отмечает Орлова
Второй фактор – восстановление спроса на покупку валюты гражданами. Закрытые границы снизили поток туристов, и спрос на иностранную валюту среди россиян сократился на 30 млрд долларов. Но как только международные поездки восстановятся, рубль ослабнет. Возвращение на рынок международных перевозок 30 млрд долларов создаст тот же эффект, как цена по 10 долларов за баррель нефти, объясняет Орлова.