У каждого бизнеса есть секреты, которые он не желает разглашать ни конкурентам, ни потребителям, – никому. Коммерческая тайна весьма уважаемой в прошлом профессии – шарманщика, не известна многим и сегодня. Об успешной бизнес-модели уличных диджеев задолго до эпохи электронной музыки читайте в материале, подготовленном музеем «Собрание» для «Выберу.ру». Сегодня мы открываем онлайн-двери в коллекцию «Переносных органов». Еще больше вы узнаете, если будете следить за новогодними публикациями «Выберу.ру» в рубрике «Финансы. Искусство. Технологии» и побываете музее «Собрание» в Москве, на Солянке, 16, когда снимут ограничения.
В конце XVIII века переносные органы становятся популярными среди бродячих музыкантов Европы, а немного позднее – и в России. Этот инструмент не требовал глубоких познаний в музыке и при этом вызывал неизменный интерес публики мелодраматическим репертуаром. Очень жалостливые мелодии «Маруся отравилась» или «Разлука, ты, разлука, чужая сторона» и их печальный исполнитель трогали сердца и кошельки зрителей. Классики литературы – Чехов, Куприн – не раз упоминали в рассказах о грошовых заработках шарманщиков.
Устоявшийся образ шарманщика – «Папа Карло». Человек бедный, пожилой, ходит от дома к дому и изо дня в день крутит ручку шарманки, чтобы заработать себе на жизнь. В действительности, в этой истории есть нюансы. Переносной орган на самом-то деле – достаточно дорогой инструмент. Украшенный росписью или инкрустацией, со сложным музыкальным механизмом, сменными валиками или перфокартами, он был доступен отнюдь не каждому предпринимателю того времени. Поэтому довольно часто фирмы, производившие переносные органы, в буквальном смысле имели в штате сразу несколько «специалистов»-шарманщиков. Ежедневно, соблюдая дресс-код, сотрудники выходили с инструментом на заработки, а после трудового дня возвращались «в офис» и сдавали выручку.
Нельзя забывать, что у этого музыкального бизнеса была важная миссия – шарманщики несли культуру в массы вплоть до начала XX века. Благодаря механическим органам народ смог узнать и полюбить музыкальные произведения, шагнувшие из дворцовых и церковных залов на улицы городов. История создания переносных механических органов насчитывает несколько столетий. Китайцы приписывают изобретение себе, упоминая легенду о том, что в VI веке до н. э. Конфуций изучал странный механизм и наслаждался звучанием мелодий на «ребрах тигра» – металлических пластинах, издающих звуки разной тональности. Итальянцы называют отцом инструмента знаменитого мастера Джованни Барбери, утверждая, что даже французское наименование этого инструмента — «Оrgue do Barbarie», произошло именно от его имени.
А имя «шарманка» инструменту дала популярная французская песенка «Прекрасная Катрин» (Charmante Catherine). Любопытно, что иногда шарманку называли «катаринка». Первые модели воспроизводили только одну мелодию, и она довольно быстро надоедала, поэтому инструмент постоянно усовершенствовался. На смену валикам из дерева или металла пришли перфорированные ленты, появились модели с язычковыми механизмами, изменившие возможности звучания. С конца XIX века все более популярными носителями для переносных органов становятся картонные или металлические диски, на которые записываются самые разнообразные мелодии – от традиционных полек и маршей до оперных партий и городских романсов.
В коллекции музея «Собрания» представлены около 200 инструментов. Послушайте и полюбуйтесь разнообразием их декора и конструкций.
Следующий материал рубрики «Финансы. Искусство. Технологии» читайте завтра. Пусть ваш новогодний досуг будет умным.