К списку новостей

«Кредит надо?» Как защитить себя от навязчивых телефонных продаж

Игорь Чубаха
27 января 2021 13:04
657
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Есть известное телефонное хулиганство. Звонишь кому-нибудь: «Петр Иваныч? Петр Иваныч, вы – осел!» - «Кто это говорит?!» - «Все говорят». Именно так, по-хулигански, зачастую ведут себя с нами телефонные операторы и банки, продающие кредиты. Звонят, когда хотят, и что-то пытаются «впарить». Посмотрим, можно ли защититься от такой телефонной бесцеремонности.

И вот уже зовут по отчеству

Эту жалобу я позаимствовал из Фейсбука у одного из друзей. Звонит ему в очень неудобный момент навязчивая девица с официального номера телефонного оператора и начинает предлагать услугу.

Услуга и даром не нужна, но продавец требует за нее дополнительные деньги. Причем в безальтернативной форме: «Так я вам подключаю услугу? Вы же согласны?». На что мой знакомый отрезал: «Нет, мне эта услуга не нужна!». Отстала.

В общем, обычная история. Немножко грустно от такой навязчивости, но не более. Нас постоянно достают по телефону продавцы всякой ерунды.

Однако после разговора мой приятель стал задаваться вопросами. А имеет ли оператор право подключать услугу только на основании устного согласия – даже не запроса, не отметок в личном кабинете, а вот так, со слов человека? Тем более, что ответить мог не владелец телефона, а, например, кто-то из членов его семьи. Как оператор отличит настоящего владельца – по голосу? А имеет ли оператор право навязывать услуги несовершеннолетним? Подавал ли кто-нибудь в суд за такие истории?

Ах, как хотелось быть нам взрослыми

В общем, тема оказалась настолько наболевшая, что грех было не переадресовать эти вопросы юристам. И первый круг консультаций застрял на простом вопросе – подписывал ли клиент разрешение на обработку персональных данных?

Понятно, что подписывал. Такую бумажку нам постоянно подсовывают мобильные операторы, банки и еще добрый десяток контор, куда мы обращаемся за услугами. Не подпишешь – услугу не получишь. Другое дело, что это разрешение через полчаса можно и отозвать.

Реклама
Реклама
ВТБ-Вклад в рублях до 20% годовых
Повышенная ставка для клиентов, получающих зарплату или пенсию в ВТБ
Подробнее

«Отзыв согласия должен быть направлен непосредственно оператору, осуществляющему обработку персональных данных», –  поясняется на сайте Минсвязи РФ. То есть, тому же банку или телекому.

Само заявление нужно подавать в письменном виде, но форма обращения произвольная. Мне известны истории, когда возмущенные клиенты в отместку писали заявления на грани грубости. Им даже удавалось настоять, чтобы заявление приняли и поставили на копии отметку о получении.

После такого демарша звонки с рекламой/продажей услуг с юридической точки зрения превращаются в спам. И далее, бери и катай жалобы в Роскомнадзор и Федеральную антимонопольную службу сколько душе угодно.

С другой стороны, оператор и банкиры подстраховываются через разные схемы. Например, звонки производит некий кол-центр с самостоятельным юридическим лицом. Сам оператор не при делах – миллионные штрафы идут мимо. И плевали они с высокой колокольни, отозвано или нет ваше разрешение на обработку данных.

Есть в жалобе любой хорошее

В общем, истратишь массу времени, энергии и нервов, а эффект будет грошовый.

Анастасия Орлова
Адвокат юридического агентства «Правый берег»
Комментарий эксперта:
Несмотря на то, что подобные «холодные обзвоны» с навязанными услугами носят массовый характер далеко не первый год, в российской судебной практике иски потребителей к операторам сотовой связи встречаются довольно редко. Основная причина —  несоответствие изначально понесенных убытков с последующими ресурсными затратами на достижение справедливости

Адвокат юридического агентства «Правый берег» Анастасия Орлова комментирует:

Компенсация по выигрышным делам редко превышает 3 000 рублей, а то, что, подобные иски, как правило рассматриваются в пользу операторов связи, энтузиазма потребителям не добавляет

По ее словам, законодательство фактически закрывает глаза на проблемную ситуацию. Например, согласно Правилам оказания услуг сотовой связи и договорам ПАО Мегафон, изменение договора можно оформить не только письменным дополнительным соглашением, но и путем совершения соответствующих конклюдентных действий (это и прием PUSH-уведомлений, и отправка SMS и т. д.), а также путем акцептирования предложения в рамках телефонного разговора.

Реклама
Реклама
Сбер «Как зарплатный»
Получите выгодные условия по вкладам и кредитам
Подробнее

Идентификация клиента в таком случае осуществляется по абонентскому номеру либо с использованием персональных биометрических данных, – например, по голосу.

Что именно считать достаточным для идентификации абонента, равно какой должен быть перечень и порядок конклюдентных действий, определяет сам телефонный оператор.

Анастасия Орлова
Адвокат юридического агентства «Правый берег»
Комментарий эксперта:
Отказаться от внесенных изменений и их оплаты можно в том случае, если внесение изменений в договор было возможно только в письменной форме
В общем, сколь бы ни была тягостна возня с бумажками, лишний раз после очередного подключения к очередной услуге писать заявление нужно. Заявление должно содержать требование, чтобы впредь «внесение изменений в договор было возможно только в письменной форме».

И тогда все неприятности, связанные с тем, что вам позвонили, вы спросонья что-то пробормотали, и ваш тариф тут же подорожал на 500 рублей, разрешатся.

Если оператор не захочет такое заявление регистрировать, отправьте уведомление заказным письмом.

Теги: Аналитика Сотовые операторы Вклады Кредиты Матчасть

Статьи и новости по теме: