Если бы бабушка Вани знала, что внук вырастет киберспортсменом и заработает миллионы на «своих тыщ-пыщ», она бы не ругала его за часы возле «компуктера». На топ-турнирах разыгрываются призы до $35 млн, а начинающие игроки могут зарабатывать $500−1 000 в месяц. Любой доход нужно регулировать. Турниры проходят за рубежом, поэтому киберспортсмены платят двойной налог с выигрыша. Сначала, например, в США, а потом – в России. Бизнес считает, что это несправедливо.
В России нет налогового регулирования выигрышей в турнирах по киберспорту. Ситуация усложняется тем, что среди геймеров много несовершеннолетних: средний возраст спортсменов – 14−25 лет. Как регулировать эту область доходов, чтобы игрок не чувствовал себя обделённым, заплатив несколько налогов и пошлин?
Столичный уполномоченный по защите прав предпринимателей Татьяна Минеева объясняет, почему киберспортсменам нужны льготы:
Турнирные и зарплатные доходы киберспортсмена, полученные после победы в турнире, к примеру, в США, облагаются налогом порядка 30%. В России с этой суммы уплачивается еще 13% подоходного налога. Далее – киберспортивный клуб снимает с оставшейся суммы призовых 15−20% комиссионных, и, таким образом, до киберспортсмена доходит лишь $250−300 из каждой тысячи. Происходит двойное налогообложение. Его можно избежать, но на практике далеко не все киберспортсмены справляются со сбором документов, – цитата ТАСС
В итоге игрок, который заплатил несколько налогов, теряет стимул к развитию. А клуб – члена команды и бизнес, объясняет Минееева. При этом киберспорт – выгодная для инвесторов сфера деятельности, которая только и живёт за счёт «вливаний» бизнеса.
Омбудсмен предлагает ввести маркировку для банковского платежа «вознаграждение от мероприятий в области киберспорта» и включить сферу в общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД). В перечне уже есть шахматный и шашечный спорт, и доход от выигрышей регулируется законом.
Внесение маркера «киберспорт» в ОКВЭД кратно усилит инвестиционную привлекательность индустрии и послужит стимулом для восстановления и развития смежных отраслей, часть которых пострадала в период пандемии: креативная индустрия, event-индустрия, отрасль IT, видеопроизводство, платежные сервисы, fashion-индустрия
Россия признала киберспорт официальным видом соревнований ещё в 2001 году, в нашей стране существует Федерация компьютерного спорта. Банки выпускают специальные карты для геймеров. Рынок растёт на 15−20% в год, отмечает киберспортивный клуб Cyber Legasy. Но регуляторной базы в России нет – практически 100% клубов зарегистрированы за пределами нашей страны.