Жалуетесь на автомобильные пробки? Но что значит ваш час на трассе по сравнению с недельным затором в Суэцком канале. От вашего опоздания зависит только настроение начальника и коллег, а от движения судов — мировая торговля, цены на товары, дефицит, а ещё котировки нефти, сжиженного газа, стоимость грузоперевозок в целом. Одним словом, мир теряет деньги, а торговые цепочки нарушаются.
23 марта 400-метровый контейнеровоз Ever Given на пути в Роттердам встал поперёк Суэцкого канала, практически перекрыв его. Третий день его пытаются вернуть в фарватер, но пока безуспешно. Срок решения проблемы оценивают в недели, потому что «ни с чем подобным не сталкивались».
Суэцкий канал — один из самых загруженных торговых маршрутов в мире. Через него проходит 12% общего объёма мировой торговли. Через Суэц в основном идут потребительские товары (мебель, одежда, запчасти и т. д.) и только 5-10% — энергоносители (нефть и газ).
Исходя из стоимости товаров, идущих через Суэцкий канал, эксперты подсчитали, что час простоя стоит 400 млн долларов. Lloyd’s оценил движение через канал в западном направлении примерно в 5,1 миллиарда долларов в день, а движение в восточном направлении — примерно в 4,5 миллиарда долларов в день.
Президент логистической компании OL USA LLC Алан Баер отмечает, что импортёры из США уже столкнулись с трёхдневной задержкой товара, а ещё надо ждать освобождения судна. Учитывая, что пропускная способность Суэцкого канала 106 судов в день, то после открытия прохода потребуется значительное время на восстановление движения. Владельцы судов при длительной блокировке могут отправить грузы другим путём, в обход Африки. Однако это ещё 7-9 дней плюсом. Очевидно, что большой задержки не избежать.
Агентство Argus сообщает:
Десятки танкеров с нефтью и нефтепродуктами находятся в ожидании прохода через Суэцкий канал из-за того, что 400-метровый контейнеровоз Ever Given сел на мель. Но этот инцидент не повлияет на отгрузки российской нефти, поскольку это сырье отгружается по другим маршрутам
В Argus отмечают, что танкеры с Urals редко проходят через Суэцкий канал, поскольку торговые компании закупают недорогие партии этой марки нефти из балтийских портов и перевозят крупные партии через мыс Доброй Надежды.
Впрочем, как считают в агентстве, Urals может подорожать на рынке Европы из-за перерывов в поставке среднетяжёлой нефти с Ближнего Востока.
«Коммерсант», ссылаясь на Дмитрия Маринченко из Fitch пишет, что рынок сжиженного газа может ощутить на себе блокировку, поскольку он менее гибкий, а транспортировка СПГ (сжиженный природный газ) обходится дороже.
Но масштаб роста цен будет ограничен — спрос на газ сейчас снижается, так как отопительный сезон в Северном полушарии подходит к концу
Судя по оценкам аналитиков, рост цен на энергоносители пока остаётся под вопросом. Однако уже очевидно, что нарушаются торговые цепочки. Проблема осложняется тем, что пандемия и так стимулировала потребительский спрос на доставку товаров.
Китай ещё до блокировки Суэцкого канала столкнулся с нехваткой контейнеров. Сейчас ситуация усугубилась — вставшее на мель судно как раз перевозило пустые контейнеры.
Консультант по морской торговле и логистике компании Jon Monroe Consulting Джон Монро отмечает, что фабрики в Китае работают на полную мощность и пытаются пристроить продукцию, но контейнеров нет — продукция скапливается на складах и в цехах.
По другую сторону противоположная проблема — склады пустеют, розничные продавцы спешно пытаются пополнить запасы.
Американские эксперты отмечают, что сейчас «идеальный шторм» в розничной торговле — сразу несколько негативных факторов объединились, что усилило проблему.
Пока одни фирмы терпят убытки, другие зарабатывают. Bloomberg сообщает, что блокировка Суэцкого канала и дефицит контейнеров привели к повышению цен на морские перевозки. Фрахтовка контейнера из Китая в Европу выросла в 4 раза по сравнению с прошлым годом.
Повышение цен затронуло в том числе и маршруты, которые не идут через Суэц.
Одно вставшее на мель судно и миллионы пострадавших, миллионы штрафов за груз, доставленный с опозданием. Юристы отмечают, что вероятнее всего, страховая компания откажется возмещать убытки, поскольку посадка на мель относится к классическим опасностям судоходства и не может считаться форс-мажором.
В любом случае после того, как движение восстановится, убытки будут подсчитаны, начнётся череда судебных дел, разбирательств, поиск виновных.
Японская компания Shoei Kisen, которой принадлежит Ever Given, принесла извинения за инцидент в Суэцком канале.
Мы искренне приносим свои извинения за то, что причинили серьезное беспокойство судам, которые должны были проходить в этом районе, а также всем тем, кто имеет отношение к навигации по Суэцкому каналу