Бывает, листаешь ленту в Instagram и видишь пиджак у инста-дивы невероятной красоты. Преодолевая муки смущений и сомнений, решаешься спросить: «а где пиджак купили?» и получаешь раздражённое: «вас что, в «Гугле» забанили?». Соцсети придумали, как поберечь нежную психику блогеров, а заодно принести пользу людям и бизнесу: взять и добавить в Instagram или «ВКонтакте» опцию магазина. Рассказываем, где взять сумку, как у селебрити, и не нарваться на нелестные ответы в комментариях.
По версии Instagram, 70% людей используют соцсеть, чтобы находить товары, а 87% покупают вещи под влиянием лидеров мнений. Так что, если условная Ольга Бузова выложила фото с классненькой сумочкой, можно не мучить Ольгу расспросами, где же взять такую же? Достаточно нажать на фото и появится тег с ценником и ссылкой на аккаунт магазина.
Бренд сумки можно выяснить с помощью опции Instagram Shopping. Это отдельная вкладка внутри официального аккаунта бренда: с товарами, описанием и ценами. Продавец может собирать товары в подборки, например, «ТОП-10 кроссовок на весну» или «Чем порадовать отца-рыбака».
Но продавцы не спешат подключать опцию меток. Для её активации нужен бизнес-аккаунт Instagram и привязка к бизнес-профилю Facebook. Большинство пока не хотят заморачиваться с новыми алгоритмами. И даже если бренд отметит на сумочке ценник, для покупки придётся переходить на сайт продавца – встроенной оплаты внутри Instagram в России нет.
Функционал российского сегмента Instagram Shopping оказался довольно куцым. Это вызвало недовольство представителей бизнеса, который и так не в восторге от политики Facebook.
В Instagram Shopping можно развернуть масштабную рекламную компанию. Но только магазинам, зарегистрированным в Штатах. Российским компаниями многие опции пока не доступны. Например, американские бренды могут продавать товары во время прямого эфира, готовить промо-акции с запусками новых товаров, отмечать продукты в тексте к публикации.
А главное – торговать продукцией напрямую через Instagram, без перехода из приложения на другие сайты.
Будут ли доступны эти опции в России – пока не известно.
Сейчас можно зайти в магазин, изучить виртуальную витрину с товарами, узнать цену, выбрать интересный продукт и почитать описание. Или найти с помощью меток на фотографиях селебрити, где они покупали интересную вещь.
Оплата – только через сайт продавца. Для российских покупателей нет встроенных покупок через Instagram.
Например, мы зашли в аккаунт Nike. В разделе «Магазин» есть подборки товаров. Открываем, изучаем описание и цену. Чтобы купить, нужно нажать «Смотреть на сайте» и перейти на официальный портал Nike.
После посещения страницы бренда вас будет преследовать реклама просмотренных товаров. На объявлениях будут метки с ценой.
По идее, реклама должна привести пользователя на страницу и позволить купить товар прямо из продвигаемой публикации. Но в России этот функционал, опять же, урезан. Поэтому вы сможете попасть из рекламного объявления на страницу сведений о товаре. А потом придётся переходить на сайт продавца по внешней ссылки: из Instagram на, допустим, миробувивалерия. рф.
Резюмируем: российским покупателям в Instagram можно найти подборки товаров с описанием брендов, ценой и ссылкой на сайт продавца.
Пока что продавцы не торопятся настраивать опцию меток и делать коллаборацию с блогерами. Поэтому в большинстве случаев всё-таки придётся спрашивать, откуда сумочка или пиджак, если на фото нет отметки аккаунта производителя.
Оплата и оформление доставки будут проходить вне соцсети. Пошоппиться внутри одного приложения не получится.
На днях у Telegram появилась система денежных переводов «Платежи 2.0». Платёжный сервис работает у мессенджера с 2017 года, но в обновлённой версии можно оплачивать покупки в любом чате. Оплата проходит в приложении, переходить на сторонние сайты не нужно.
Покупки оплачиваются с помощью одной из восьми встроенных платёжных систем: «ЮMoney», Сбербанк, Stripe, Tranzzo, Payme, Click, LiqPay и Ecommpay. «Платежи 2.0» работают в мобильной версии и в веб-версии «телеги». Можно не только оплачивать покупку, но и оставить чаевые.
Платежи проходят через Telegram-бот. Продавцу нужно подключить ЮKassa, чтобы пользоваться сервисом. Значит, покупатель будет получать электронный чек об оплате.
Как сообщают разработчики Telegram, сервис безопасный и бесплатный. Мессенджер не взимает комиссию за перевод денег и не хранит платёжные реквизиты. Оплата отправляется напрямую продавцу.
Однако, если телефон заражён вирусами, алгоритмы приложения не защитят платёжные реквизиты, считает гендиректор агентства «Р-Техно» Роман Ромачев. Хакеры смогут перехватить платёжные реквизиты через заражённый телефон, рассказал эксперт BFM.ru. Поэтому лучше оплачивать покупки с отдельной карты для онлайн-платежей.
Резюмируем: покупки оплачиваются внутри приложения, это удобно и быстро. Не нужно переходить по сторонним ссылкам. Приложение не хранит платёжные реквизиты и высылает чеки.
Интернет-магазин «ВКонтакте», пожалуй, самая удобная торговая площадка внутри соцсети для российских покупателей и продавцов.
У сервиса есть корзина с напоминанием, подборки товаров, опция оплаты с помощью банковской карты или VK Pay.
Покупать можно несколькими способами в зависимости от настроек товарных карточек продавца:
1. Внутри «ВК»: добавляете товар в корзину и оплачиваете с помощью денежного перевода через сообщество или VK Pay. Можно оплатить товар при получении. Деньги поступают на банковскую карту администратора магазина, история платежей хранится в разделе «Денежные переводы»: он есть и у покупателя, и магазина.
Покупка через корзину у продавца. Фото: «Выберу.ру».
2. На сайте продавца. Например, магазин не захотел подключать внутренний сервис оплаты от «ВК» и настроил переход по внешней ссылке из соцсети на свой сайт. Вы просматриваете товары, выбираете интересный и кликаете на внешнюю ссылку. Переходите на сайт продавца и оформляете покупку.
Покупки через сайт продавца у Honor в VK. Фото: «Выберу.ру».
3. По договорённости. У продавца нет оплаты через сервисы «ВК» и своего сайта. Вместо кнопки платежа будет кнопка «Написать продавцу». Вы можете спросить, есть ли товар в наличии и как продавец принимает оплату. Возможно, у магазина нет оплаты по номеру банковской карты, только расчётный счёт.
Покупки через продавца. Фото: «Выберу.ру».
Бренды размещают покупки под «шапкой» с описанием группы. Например, несколько карточек с ценой и информацией о товаре.
Также можно перейти в сервис «Покупки» и полистать ленту, изучить предложения и выбрать интересный магазин. В основном вам предложат сотни похожих друга на друга страниц с товарами с AliExpress или подобных сайтов. Но можно найти российские магазины одежды, хендмейда или официальные сообщества крупных брендов.
Главная опасность при покупках в «ВК» - мошенники, которые прикидываются продавцами. Обычно их жертвами становятся пользователи, которые пишут в комментариях в сообществе магазина или под карточками товара. Жулики отвечают покупателю в личные сообщения, дают свой номер карты или электронного кошелька и якобы оформляют покупку. В итоге получают деньги и исчезают. Обычно «сидят» на страницах-однодневках с фейковыми именами.
Поэтому задавайте вопросы о товаре в личные сообщения группы или администратору.
Золотое правило онлайн-шоппинга в соцсетях – покупать на официальных страницах брендов. Они помечены галочкой в голубом кружке.
Резюмируем: лучше писать в «личку» продавцу, чтобы задать вопросы о товаре, а не оставлять комментарии в группе. У покупок в «ВК» много способов оплаты. Если не доверяете онлайн-платежам, выбирайте оплату при получении товара.
Страница с товарами в «ВК» есть у многих офлайн-магазинов и компаний. Если не хотите покупать в интернете, можно зайти в сообщество в соцсети, ознакомиться с ассортиментом или задать вопросы продавцу. И потом отправляться на обычный шоппинг.
Это нормально, что покупки через соцсети пока не вызывают доверия. Возможно, есть целеустремлённые мошенники, которые создают страницы магазинов для выуживания денег. Но вряд ли такие аккаунты долго живут: их блокируют.
Перед покупкой прочитайте комментарии и отзывы других пользователей. А при оплате используйте отдельную карту для интернет-шоппинга.