К списку новостей

Мечтать не вредно. Кому в итоге достанутся деньги из Фонда Национального благосостояния?

Лада Бонн
25 мая 2021 12:02
5071
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

Фонд Национального благосостояния (ФНБ) задуман как «подушка безопасности» для поддержки экономики. Фонд динамичен: сюда поступают доходы от нефтегазовой промышленности, а тратят его по-разному, от социальных проектов до помощи крупным системообразующим компаниям. На днях правительство выбрало 7 проектов, на которые будет потрачено почти 900 миллиардов рублей из ФНБ (на 1 мая Фонд составлял около 14 триллионов в российской валюте). Что же это за проекты, без которых невозможно национальное благосостояние?

ФНБ – этакая государственная «заначка»: приходит чёрный день, государство обращается к Фонду. Когда коронавирус подобрался к России, правительство сразу начало говорить о том, чтобы потратиться из ФНБ на людей. Многие предлагали даже раздать все деньги населению, как сделали некоторые зарубежные страны, например, Греция. В нашем случае вышло бы более 50 тысяч рублей на человека – сумма существенная для большинства, хотя и не для всех.

Однако скоро разговоры прекратились: Фонд не просто не отправили на социальные нужны, но и вовсе перестали тратить. Это даже привело к тому, что в кризисный коронавирусный год Фонд вопреки логике пополнился.

Что же происходит с Фондом сегодня? Одни продолжают надеяться, что выплаты из него пойдут на граждан и их детей, другие обсуждают возможность улучшить за счёт Фонда ЖКХ. Жители регионов мечтают о новых дорогах, развитии транспорта, новых больницах, детских садах и школах, надеясь, что для ФНБ всё это может стать выгодными инвестициями. Ведь если Фонд вкладывается в строительство, то деньги в него нужно будет вернуть. Просто Фонд выдаёт их на более длительные сроки и под меньший процент, чем можно было бы взять в банках.

Что же решили в правительстве? В порядке убывания расходов наиболее важные на сегодняшний день национальные проекты по мнению власти выглядят следующим образом.

Реклама
Реклама
Дебетовая карта «Мир» от Газпромбанка
Кэшбэк на самое важное. Категории на каждый день, а также фастфуд
Перейти на сайт

1. Строим БАМ

В Якутии растут объёмы добычи угля: местные компании приобрели крупные месторождения и активно их разрабатывают. В прошлом году рост составил всего 5%, и уже при таком количестве угля возникли проблемы с его транспортировкой – он частично складируется в регионе. В текущем году добыча увеличится почти вдвое, и вопрос о необходимости вывоза полезного ископаемого встаёт острее с каждым днём.

Для решения этой проблемы нужны новые железные дороги: необходимо развивать на восток байкало-амурскую магистраль от станции Тында до порта Ванино в Хабаровском крае. Согласно смете на строительство с электрификацией от РЖД, проект стоит свыше 700 миллиардов рублей, 188 из них выделят из ФНБ. «Стройку века» РЖД планирует закончить в 2027 году.

2. Осваиваем Сибирь

Минэкономразвития запускает проект по социально-экономическому развитию Красноярского края, Иркутской области, республик Тыва и Хакасия. Цель – повышение качества жизни в регионе: строительство местных дорог, сетей, школ и т. д. В открытых источниках пока нет информации, что и где конкретно предполагается строить, хотя время старта – 2022 год – приближается. Улучшать жизнь сибиряков будут до 2035 года, потратят почти 2 триллиона рублей, из которых 155 миллиардов будет получено от ФНБ.

3. Прокладываем шёлковый путь

«Автодор» участвует в крупном международном транспортном проекте «Европа – Западный Китай». По территории России маршрут включает дорогу от Санкт-Петербурга до границы с Казахстаном в районе Оренбурга. Участок этой трассы, скоростная автодорога М-12 Москва — Нижний Новгород, должен быть готов к 2024 году. Стоимость трассы – 623 миллиарда рублей, 150 миллиардов из них даст ФНБ.

4. Решаем проблемы ЖКХ

В России работает Фонд содействия реформированию ЖКХ. Это государственная корпорация, которая призвана улучшить жизнь россиян в бытовом плане: переселить из аварийного жилья, сделать капремонт, рассмотреть жалобы на управляющие компании и т. д. ФНБ выделит Фонду 150 миллиардов рублей на модернизацию систем тепло- и водоснабжения, а также очистных сооружений на черноморском побережье.

Реклама
Реклама
Дебетовая карта «Мир» от Газпромбанка
Кэшбэк на самое важное. Категории на каждый день, а также фастфуд
Перейти на сайт

5. Развиваем московские центральные диаметры

Новые линии наземного метро запущены в столице в 2019 году, сегодня поезда ходят по двум из них. Ещё 3 планируется запустить до 2025 года. Для развития сети, реконструкции и строительства новых станций в РЖД не хватает 105 миллиардов рублей. Эту сумму и обещали выделить из ФНБ.

6. Покупаем вагоны для подземки Северной столицы

900 новых вагонов «Трансмашхолдинг» поставит в метрополитен Петербурга к 2024 году. Для реновации необходимо порядка 137 миллиардов рублей, из них 97 миллиардов перечислят из ФНБ.

7. Превышаем скорость на трассе

Помимо проекта «Европа – Западный Китай» «Автодор» занимается и другими магистралями. В 2022 году начнётся строительство скоростной автомобильной дороги КазаньЕкатеринбург общей стоимостью 439 миллиардов рублей. Из ФНБ поступит 50 миллиардов.

При взгляде на такой список жителям регионов может быть обидно: в то время как в столицах запускают наземное метро и меняют вагоны, в других крупных центрах, например, в Екатеринбурге, не могут открыть даже вторую и третью линии подземки. А ведь это четвёртый город по численности населения в стране, линии метро запроектированы еще 30 лет назад, и работы по проложению тоннелей начинались. Очевидно, наряду с Казанью, миллионнику остаётся гордиться статусом мегаполиса с одним из самых коротких метро в мире, ведь на «хотелки» всех жителей и городов России не хватит никаких фондов.

Теги: Минтранс Минфин Минэкономразвития Экономика Фонд Национального Благосостояния Москва Санкт-Петербург

Статьи и новости по теме: