К списку новостей

Государство зальёт нам полные баки: цены на бензин упадут?

Лада Бонн
31 мая 2021 16:27
1500
Самые важные и оперативные новости в телеграм-канале «Выберу.ру»

В этом году в магазинах дорожает абсолютно всё, от продуктов до стройматериалов. Цены на топливо не остаются в стороне: с начала года они выросли на 3,7% по данным Росстата. Однако 1 мая правительство вмешалось в ситуацию. Как теперь изменятся цены на заправках?

Рост цен на топливо по данным Росстата идёт постоянно, но менее интенсивно, чем на товары и услуги. Фото: «Выберу.ру»/gks.ru

«Конечно, топливо дорожает, котировки на нефть ведь и на мировом рынке растут!» – скажут некоторые и будут не совсем правы. Вспомним ситуацию в апреле прошлого года, когда баррель Brent опустился ниже 20 долларов. Стали ли россияне тогда заправляться дешевле в 3 раза? Нет. Всё потому, что в Налоговом кодексе в 2019 году появилось понятие демпфера на топливо.

Что за зверь такой?

До 2019 года цены на бензин и дизель в России зависели от мировых котировок: если они подскакивали, то в космос летели и стоимость экспортных нефтепродуктов, и чек на отечественных заправках. Из-за того, что все цены в экономике зависят от топлива и перевозок, такие скачки провоцировали инфляцию. Правительство было вынуждено договариваться с нефтедобытчиками: вместе они искали способ ограничить рост стоимости бензина в рамках инфляции. Но что делать, если котировки подскочили резче и выше?

Динамика цен на нефть Brent в долларах за баррель с января 2020 года по май 2021. Фото: «Выберу.ру»/ yandex.ru/news/quotes

Чтобы сгладить зависимость цен на бензин внутри страны от мировых, власти и придумали демпфер. Была установлена индикативная цена – постоянная величина в рублях, которую приняли за условную внутрироссийскую цену за тонну нефти.

Если экспортная цена бензина и дизтоплива оказывается выше индикативной цены, то государство компенсирует нефтекомпаниям часть этой разницы, чтобы они не повышали цены в России. А если отечественные цены выше экспортных, то нефтяники делятся с государством частью своей сверхприбыли от внутренних продаж топлива.

Что же изменилось с 1 мая 2021 года?

С этой даты поменялась индикативная цена – её понизили на 4000 рублей, и теперь она составляет 49600 рублей. То есть государство заплатит нефтедобытчикам больше, если цены на отечественных заправках не будут резко расти вслед за котировками, которые, кстати, с января выросли на 40%. Получается, что экспортное топливо дорожает, а для россиян бюджет доплачивает часть суммы за каждую заправку.

То есть за цены на бензин можно не переживать, нефтяников «накормит» государство, а не граждане?

Вопрос этот спорный. Действительно, в ближайшей перспективе, если на мировых рынках не будет никаких сенсаций и скачков, то демпфер должен сработать, и рост цен на топливо «уложится в инфляцию». С начала 2022 года, кстати, индикативная цена ещё понизится, и бюджет снова «доплатит» за россиян.

Но что было бы без демпфера?

Если внимательно посмотреть на мировые котировки и на рост цен на топливо в России (оба графика в этой статье выше), то заметим интересную вещь. В начале 2020 года баррель Brent стоил около 69 долларов – столько же, сколько и сейчас. В промежутке между этими вершинами графика имеется большая яма: баррель стоил очень дёшево. Без демпфера, если бы цены на бензин для народа зависели от котировок, мы бы платили сегодня столько же, сколько полтора года назад, а прошлой весной — втрое меньше.

А что мы имеем на графике цен на заправках страны? В мае и июне прошлого года они снизились в пределах 1% и снова пошли в рост: по сравнению с тем же началом 2020 года он составил до 6% на разные марки топлива. Сегодня в среднем по данным Росстата россияне платят по 47,80 рублей за литр, а в январе прошлого года при точно таких же мировых котировках они заправлялись дешевле 45 рублей. Выходит, что демпфер, предотвращая резкие скачки цен, ведёт к плавному, но постоянному удорожанию.

Теги: Бензин Инфляция Нефть Цены Экономика

Статьи и новости по теме: