Иногда законы в России действуют особым образом. Например, есть платные дороги системы «свободный поток», проезд по которым не ограничен барьерами. И есть статья Административного кодекса, по которой штрафуют за халявный проезд по «платке». Однако неплательщики не получают штрафы. Но скоро халява закончится, и придут ли накопленные «письма счастья» одним днём в руки виновников – неизвестно.
С 1 сентября в силу вступит постановление правительства, которое устранит нормативные неточности в работе системы безбарьерного проезда по платным дорогам. Дата ориентировочная, но документ прошёл общественные обсуждения и передан в Аналитический центр правительства, пишет «Коммерсант».
Речь идёт о так называемой системе «свободный поток» или free flow. Сейчас этот способ оплаты проезда применяют только на Центральной кольцевой автодороге в Московской области. Проблема с нормальной работой платного проезда заключается в следующем: система работает, машины едут, штрафы существуют, но водители-неплательщики не получают постановления. Дело в том, что этим должен заниматься Ространснадзор. У компании не было полномочий штрафовать водителей, поэтому она просто собирала сведения о нарушителях и рассылала голосовые сообщения о задолженностях.
Как следствие – 30% водителей не оплачивают проезд по ЦКАД. Всего предупреждения получили 55 тыс. нарушителей. Придут ли штрафы задним числом, когда постановление правительства вступит в силу, – пока неизвестно.
В «Автодоре» водителей-нарушителей неоднозначным образом называют «должниками». При этом добавляют, что количество водителей, не оплативших проезд, находится в «рамках запланированных значений». С каждым годом нарушителей становится меньше: в конце 2020 проезд оплачивали только 50% автомобилистов, а в первой половине 2021 года – уже 70%.
Глава «Автодора» Вячеслав Петушенко считает, что систему «свободный поток» можно ввести на всех платных дорогах, когда проезд будет оплачивать 90% пользователей.
Штраф за «халявный» проезд по платным дорогам появился недавно, он вступил в силу только в 2021 году. Согласно ст. 12.21.4 Административного кодекса, водители легковых автомобилей должны заплатить за нарушение 1,5 тыс. рублей. Грузовиков – 5 тыс. рублей.
В первую очередь появляется нормативное регулирование терминов:
В отличие от системы барьерного взимания платы, в «свободном потоке» нет шлагбаумов и пунктов взимания платы. Проезд оплачивается с помощью транспондера – с камер. Есть другой способ оплаты – электронным билетом, который можно купить на сайте «Автодора», в терминалах самообслуживания «Элекснет» и МКБ, приложении «Автодора» и в Центре поддержки и обслуживания ЦКАД.
Если у водителя нет транспондера или он не купил электронный билет, можно оплатить проезд постфактум. На это отводится 5 суток. Когда время проходит, по идее, выписывается штраф. Но так как у «Автодора» пока нет полномочий, то и вместо штрафов приходят уведомления.
Безбарьерная система оплаты проезда подразумевает экономию времени водителя. В новых правилах не предусмотрен механизм возврата денег, если на «платке» всё-таки соберётся пробка. На это обратил внимание представитель «Координационного совета по организации дорожного движения» Евгений Литвин.
Водители грузовиков в заторах не только теряют время, но и могут получать штраф от заказчика за задержку рейса. Поэтому власти должны разработать систему автоматического возврата оплаты за проезд. Ведь на практике даже на платных дорогах бывают пробки.