Центробанк неоднократно говорил, что высокая долговая нагрузка граждан чревата негативными последствиями для экономики и страны в целом. Министерство экономического развития считает, что она не столь высока, как в других странах, а значит не представляет большой опасности. Кто из них прав?
В последнее время ЦБ раз за разом принимает решения, направленные на снижение долговой нагрузки россиян. Речь идёт об ограничении выдачи кредитов.
Регулятор уже повысил требования к потребительским кредитам и к ипотеке, сделав их непривлекательными для банков. С октября правила ужесточатся ещё сильнее, а с 2022 года ЦБ может получить право вводить прямые ограничения на выдачу кредитов.
Логика регулятора проста: россиянам будут выдавать меньше кредитов, а следовательно, они начнут меньше тратить денег на их обслуживание. В итоге долговая нагрузка населения, если не снизится, то хотя бы будет медленнее расти.
Об угрозах быстрого роста долговой нагрузки ЦБ писал в «Основных направлениях развития финансового рынка». Если выдача кредитов растёт быстрее зарплат, то стоимость товаров и активов повышается за счёт спроса, а не потому что подорожало производство. Это приводит к возникновению «пузырей», которые могут лопнуть.
Для примера: активная выдача ипотеки в рамках льготных программ привела к необоснованному росту цен на недвижимость. То есть, квартиры сейчас стоят дороже, чем на самом деле с точки зрения их реальной ценности. Это «пузырь».
Если в дальнейшем спрос на ипотеку сократится, а ипотечные заёмщики исчезнут как класс, то цены на недвижимость упадут. С одной стороны, снижение цен — это прекрасно. Но в какой ситуации окажутся те, кто приобрёл квартиры по завышенным ценам, да ещё и в кредит? Они пострадают от лопнувшего «пузыря», потому что им придётся ещё несколько лет отдавать в банк деньги фактически за воздух.
Повлияет это и на банки. Представим ситуацию, что ипотечный заёмщик больше не сможет платить по кредиту и банк отберёт заложенную квартиру. Но продать он её по цене покупки уже не сможет, а значит не только потеряет прибыль, но и понесёт убытки.
Заместитель министра экономического развития Илья Торосов не считает текущий уровень долговой нагрузки россиян опасным, пишут «Известия». Он привёл в пример закредитованность граждан других стран:
Для сравнения: по России задолженность граждан — менее 20% ВВП. В развивающихся странах — к примеру, в Бразилии — 30–50%. А в развитых странах, таких как США и Великобритания, 70–90%
Так что Торосов не видит ничего страшного. Единственное, что его беспокоит, так это то, что долговая нагрузка растёт неосознанно. Поэтому он отметил важность законопроекта, который сейчас находится в правительстве и обязывает банки письменно уведомлять клиентов, если их показатель долговой нагрузки превысил 50%.
Заметим, что ЦБ волнуется не за нынешний уровень долговой нагрузки, а за то, насколько быстро он увеличивается. Поэтому сравнивать его с показателями других стран в качестве аргумента не совсем корректно. То есть, по мнению Минэкономразвития, волноваться нужно после того, как Россия опередит по уровню долговой нагрузки даже развитые страны. Но, кажется, в тот момент это уже будет бессмысленно. Страна утонет в долговой яме.
К тому же приводить в пример США и Великобританию неправильно, потому что в этих странах доходы граждан растут, а в России — в совокупности снижаются, если посмотреть на данные за последние годы. А ведь превышение роста кредитования над ростом доходов и есть триггер, который вызывает «пузыри» и негативные последствия после того, как они лопаются.