«Здравствуйте, Инна Андреевна, это служба безопасности Сбербанка, меня зовут Сергей. Мы заметили подозрительную операцию по вашей карте. Скажите, вы переводили только что 25 900 рублей в город Урюпинск?» — и сколько раз внуки предупреждали Инну Андреевну о том, что верить таким Сергеям нельзя, а всё равно у женщины от такой информации, что называется, «в зобу дыханье спёрло», и все наставления из головы вылетели. И «просадила» она, общаясь с мошенниками, вовсе не 25 900 рублей, а куда больше. Устал на это Центробанк смотреть, да и потребовал, чтобы и в банках, и в микрофинансовых организациях (МФО) клиент мог отказаться от работы со счетами через интернет.
Программисты шутят: лучшая защита компьютера от кибератак — отключение электричества. Выдернул вилку из розетки — и самые мощные вирусы и вредоносные коды не страшны. Такой же логикой руководствуется и Центробанк.
Про такую опцию говорили ещё в марте: тогда Центробанк анонсировал её для банков, а теперь идея прорабатывается и для МФО. В случае с микрозаймами телефонные мошенники тоже распространены, и, если сообщить им паспортные данные, прописку или другую информацию, то они смогут оформить на вас заём, тем более, что сделать это можно удалённо.
На первый взгляд, идея всё-таки странная. Добровольно запретить себе онлайн-операции по картам и счетам означает отказаться от прогресса, регулярно наведываться в офис банка, ждать в очереди и, в конце концов, цеплять коронавирус. Неужели кто-то на это согласится? Никто ведь не рассчитывает, что его обманут мошенники.
Однако эксперты думают, что идея полезная, и желающие найдутся. «Российская газета» цитирует руководителя направления исследований Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики Сколково-РЭШ Егора Кривошею:
Сейчас есть около 13% россиян, которые не хотят использовать безналичные платежи. Для таких людей, в условиях массовой цифровизации, опция может быть актуальной
Другие специалисты тоже поддерживают новацию и вносят свои предложения. Можно, например, не запрещать все онлайн-операции, чтобы можно было хотя бы телефон раз в месяц пополнять через интернет-банкинг или на дни рождения коллег по 200 рублей скидывать, не обращаясь в офис банка или банкомат. Тогда речь может пойти об установке лимитов: какую сумму в случае мошеннической атаки вам не жалко будет потерять? Об этом говорит председатель правления Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, которого цитирует «Российская газета»:
У клиента должно быть право ограничить свои возможности в отношениях с любой финансовой организацией и по любому виду операций (иногда мошенники убеждают брать кредиты или совершать операции с ценными бумагами), причём как по способам совершения операций (например, отключив дистанционный канал), так и по лимитам (например, ограничив допустимую сумму операции за день или даже неделю — с учётом участившихся случаев длительных социнженерных воздействий)
Одним словом, идея прорабатывается. Возможно, с её помощью часть россиян действительно защитится от мошенников. Это особенно актуально в связи с тем, что работать со счетами онлайн с каждым днём становится всё более удобно: например, микрозаймы уже можно брать с помощью Госуслуг. А когда появляются такие возможности, то и мошенники моментально обзаводятся новыми схемами обмана. Поэтому даже если Сергея из службы безопасности вы уже научились отшивать, то Николай из техподдержки Госуслуг может добиться своего.