Компанию Meta, к которой относятся Facebook, Instagram и мессенджер WhatsApp, Тверской суд Москвы признал экстремистской организацией и запретил её деятельность на территории России. Решение было ожидаемым. Но пользователи задумались — а что сейчас будет с владельцами страниц, которые обходят блокировки Роскомнадзора, не посчитают ли и их экстремистами? Власти обещают, что нет. Но юристы недоверчивы и уверяют, что наказание возможно.
К Meta (признана экстремистской) относятся социальные сети Facebook, Instagram (запрещены на территории РФ) и мессенджер WhatsApp. Суд решил, что социальные сети надо запретить в РФ, а мессенджер оставить, поскольку в нём нет функции «публичного распространения информации».
Получается следующее: Meta признана экстремистской организацией — она больше не может открывать представительства в РФ и вести коммерческую деятельность. Facebook и Instagram должны прекратить работу в России. Но WhatsApp остаётся.
При этом не совсем понятно, как решение суда согласуется с законом о приземлении иностранных IT-гигантов, который предписывает открывать представительства в России.
Наши власти в один голос уверяют — наказания за обход блокировки социальных сетей не предусмотрено.
Ещё 15 марта депутат фракции «Единая Россия» Александр Хинштейн заявил:
Если обыватель выложил котиков, то нет, ответственности он нести не будет, по крайней мере, исходя из сегодняшнего законодательства. Если он разместил какие-то вещи, подпадающие под требования законодательства, фейки, например, оскорбления, антиконституционные призывы, если он в Instagram написал, что он призывает Калининград отдать Германии, он будет нести за это ответственность
Из цитаты стоит вынести две важные мысли:
Во время судебного заседания прокурор тоже подтвердил, что тем, кто обошёл ограничения и что-то разместил в запрещённых социальных сетях, наказание не грозит. Сам по себе факт пользования — не экстремизм. А вот размещение постов с запрещённой информацией — экстремизм.
Несмотря на заверения депутатов и прокурора, юристы опасаются, что поплатиться можно за лайки, репосты, комментарии. Причём время публикации не имеет значения — ответственность наступит в любом случае.
Также юристы предупреждают, что наказание может грозить тем, кто продвигает бизнес через запрещённые социальные сети. Оплата рекламы может быть квалифицирована как финансирование экстремизма (ст. 282.3 УК РФ).
К тому же компаниям придётся убрать все обозначения запрещённых социальных сетей с сайтов, баннеров, визиток. Либо придётся добавлять отметку о том, что организация включена в перечень запрещённых.
Что сейчас будет с владельцами акций запрещённой в России Meta — вопрос дискуссионный. Эксперты не пришли пока к единому мнению и ждут разъяснений.
Одни считают, что владение акциями можно классифицировать как финансирование экстремизма. Другие уверяют, что пока ценные бумаги допущены к торгам, их можно продавать и покупать. К тому же владение акциями не является участием в деятельности корпорации. Ценные бумаги покупаются у банков, брокеров, физлиц, соответственно, признаков финансирования организации нет.
Замглавы комитета Госдумы по информполитике Антон Горелкин заявил, что суд может отменить решение, если корпорация официально признает нарушения и исправит их.
[Решение] можно отменить, если корпорация официально признает нарушения, исправит их. Это должны быть не какие-то комментарии непонятно кого, а это должны быть официальные заявления, верифицированные нашим регулятором
К тому же компания должна разблокировать аккаунты российских СМИ.
Итак, подытожим: