Объявленное президентом военное положение в отдельных регионах и специальные режимы в других, предполагают ведение территориальной обороны. Отряды уже создаются. Для чего это делается, и кто в них войдёт?
Функции территориальной обороны прописаны в законе «Об обороне». Её члены должны участвовать в:
Для координации действий органов власти и участников теробороны создаются специальные штабы территориальной обороны. Руководство осуществляют главы регионов и местных администраций.
К ведению теробороны могут привлекаться Вооружённые силы и другие войска, но костяк, вероятно, будут составлять запасники. Об этом говорит тот факт, что в некоторых регионах уже начали формировать отряды. Например, как заявил губернатор Курской области Роман Старовойт, состав территориальной обороны наполовину сформирован из числа граждан, которые составляют мобилизационный резерв. Адвокат и правозащитник Павел Чиков ещё в начале мобилизации сообщал, что в тероборону зачисляют часть людей, призванных в Москве. О том, что подобное происходит и в Санкт-Петербурге писала «Фонтанка».
Официальных данных ни про число участников теробороны, ни про то, как будет организован набор и будут ли платить, пока нет. Порядок организации и ведения территориальной обороны определяются соответствующим положением, которое было утверждено президентом ещё в июле 2014 года. Однако оно засекречено.
В некоторых областных центрах ещё в прошлом году были созданы и проверены управления теробороной. А в 2016 году в порядке эксперимента были организованы несколько подразделений «территориальных войск». Людей туда набирали именно из резервистов.
Сегодня глава комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов предложил присвоить участникам территориальной обороны статус ветерана боевых действий.
Для соблюдения мер, перечисленных в указе президента, в каждом регионе также будут созданы оперативные штабы под руководством глав субъектов. В их состав войдут представители Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардии, а также органов региональной публичной власти.
Они уже организованы в Тверской, Челябинской и Ульяновской областях, республике Марий Эл, в Хабаровском крае и на Чукотке. В их задачи входит оказание содействия Вооружённым силам и реализация иных указаний федеральных властей.
Опять же, это не значит, что все возможные мероприятия, которые позволяет осуществлять указ и закон о военном положении, начнут сразу реализовываться. Но в случае необходимости, полномочия властей значительно расширяются. Создание оперативных штабов в регионах позволит президенту напрямую управлять ситуацией (минуя утверждения его действий парламентом) в случае введения военного положения там, где его пока нет.
Напомним, согласно президентскому указу, на территориях среднего уровня реагирования допускается: