В России сейчас наблюдается странная ситуация. С одной стороны, объём наличных на руках и средств на счетах до востребования растёт. То есть денежная масса увеличивается. С другой стороны, инфляция низкая, хотя из-за роста денежной массы она должна сильно ускоряться. С чем связан парадокс, объяснили в Центре макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
За октябрь 2022 года, по данным Росстата, цены в среднем выросли на 0,18%, за ноябрь — на 0,37%. В итоге к концу ноября годовая инфляция (рост цен за год) замедлилась до 11,98%.
В то же время за год, по данным ЦБ, денежная масса (наличные на руках + средства на счетах до востребования) увеличилась на 22,3% и составила 41,3 трлн рублей.
По экономическим канонам такой рост денежной массы должен сопровождаться гораздо бо́льшей инфляцией. Чем больше денег на руках, тем чаще люди тратят их, толкая вверх цены. Почему в России это не происходит, объясняется в одном из материалов ЦМАКП.
Экономисты предположили, что инфляцию тормозят теневые расчёты. Прямых свидетельств тому нет, потому что невозможно измерить объём теневых расчётов. Но есть косвенные сигналы, хотя, конечно, их можно трактовать по-разному:
Наиболее очевидный из таких скрытых антиинфляционных факторов — расширение сферы расчётов, обслуживаемых наличными деньгами и платёжными карточками (в интересах ухода от автоматизированного налогового учёта), поглощающее инфляционный эффект расширения ликвидной денежной массы
Экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Софья Донец считает, что любой кризис вынуждает бизнесменов искать способы экономии, в том числе на налогах, пишет РБК. Профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов уверен, что теневые расчёты расширились после введения режима самозанятости. По его мнению, бизнес использует самозанятых для ухода от налогов, а также для незаконного обналичивания.